0
3319
Газета Non-fiction Печатная версия

25.09.2024 20:30:00

От Древней Греции к ЮНЕСКО

Уроки прошлого и современные вызовы международного образования

Тэги: история, педагогика, оон, юнеско


35-15-11250.jpg
Юрий Горячев, Владимир
Захаров, Елена Омельченко.
Международные стандарты
образования: правовые основы,
историко-культурные
особенности и перспективы:
Учебное пособие для студентов
вузов / Под общ. ред.
Ю.А. Горячева.– М.:
Этносфера, 2024. – 352 с.
Авторы книги напоминают: международное образование – это прежде всего общий образовательный багаж человечества, наследие педагогической мысли поколений, их просветительский и гуманистический потенциал. Обеспечение доступа к этой сокровищнице для жителей планеты остается главной задачей и сегодня.

Учебное пособие подготовлено на основе вышедшей ранее монографии и коррелируется с программой учебной дисциплины «Международные стандарты образования», чья основная цель – формирование у студентов системных знаний о мировых историко-культурных процессах, обусловивших становление и развитие отечественных и международных правовых документов, на которых базируется модернизация и интернационализация образования.

Погружение студентов в историко-философское наследие первых цивилизаций народов Востока, Азии, Африки и Латинской Америки, их знакомство с воззрениями мыслителей и педагогическими учениями Древней Греции и Римской империи, с особенностями периода Средневековья и эпохи Возрождения исключительно важно для осознания пространственно-временного континуума образования как нарратива. Здесь же показаны истоки возникновения римского права, католического канонического права, религиозно-правовые нормы и ценности Корана и их влияния на формы и содержание обучения. Особое внимание уделено истории педагогической мысли в России, вкладу в формирование глобального миропонимания идей Ломоносова, Вернадского, Циолковского и др.

Важен и принцип методологической векторности в презентации обширного исторического материала, который отражен в названиях отдельных частей пособия. Емкая формула «на пути к» фокусирует внимание на усилиях человечества в формировании общемирового образовательного пространства, в выработке его нормативно-правового обеспечения. Так, отражены процессы зарождения международных организаций, предпосылки возникновения и процедуры разработки нормативных документов Лиги Наций, Организации Объединенных Наций (ООН), Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Изложены основные этапы совместной работы государств – союзников и инициаторов создания ООН в годы Второй мировой войны, успешно завершившейся принятием Устава ООН. Освещены положения рамочной программы ЮНЕСКО по достижению справедливого и качественного образования – одной из ключевых целей ООН по устойчивому развитию на период до 2030 года, а также деятельность организации по преодолению негативных последствий пандемии на состояние образования в мире. Уделено внимание новой Глобальной инициативе ЮНЕСКО «Перспективы образования», ориентированной, согласно заявленным намерениям, на период до 2050-го и последующие годы.

Учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов, осваивающих учебную программу по педагогическим и политологическим направлениям подготовки. Поэтому важное место занимает освещение отечественных и международных стандартов права на справедливое и качественное образование для всех, включая вопросы защиты прав детей, этнокультурного образования, интеграции международных мигрантов и перемещенных лиц. Авторы обращают внимание на серьезную проблему в системе подготовки учителей в области образования, науки, культуры и информации по профилактике фальсификации исторических фактов, имеющих общемировое значение. Отмечено стремление определенных стран пересмотреть Устав ООН и уклониться от ранее принятых международно-правовых обязательств по обеспечению равной безопасности и целей устойчивого развития для всех, в том числе в области образовательного сотрудничества и всемирного культурного наследия.

Красной нитью сквозь все разделы проходит мысль о неразрывности процесса формирования единого культурно-образовательного, гуманитарного пространства с участием представителей разных стран и народов. Особо отмечается роль и усилия Российской Федерации в развитии интеграционных процессов, в том числе – в формировании совместно с другими участниками СНГ, ЕАЭС, ШОС и БРИКС общего евразийского образовательного пространства.

Несомненным достоинством пособия является прекрасно структурированный раздел приложений, где в первую очередь приводится обширный список российских и международно-правовых документов и литературы по рассматриваемому вопросу. Богатый иллюстративный материал призван не только визуально подкреплять контент, но также через QR-коды открывать возможности знакомства с дополнительными видеоматериалами по интересующим сюжетам и темам.

Книга аккумулирует результаты многолетнего опыта международного сотрудничества авторского коллектива с российскими и зарубежными образовательными организациями, в том числе в рамках деятельности кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» и факультета регионоведения и этнокультурного образования Московского педагогического государственного университета.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
534
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1682
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
750
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
675

Другие новости