0
5776
Газета Non-fiction Печатная версия

31.07.2024 20:30:00

От Пруссии до Алтайских гор

Маршруты российской экспедиции Александра Гумбольдта

Тэги: краеведение, наука, путешествия, александр гумбольдт, россия, история


27-15-2480.jpg
Выдающийся ученый
Александр фон Гумбольдт,
хоть и принадлежал к старинному
аристократическому роду, не мог сам
финансировать свои научные экспедиции. 
Фридрих Георг Вейч. Гумбольдт в 1806 г.
Старая национальная галерея, Берлин
Выдающийся немецкий ученый Александр фон Гумбольдт совершил в 1829 году продолжительную поездку на Урал, Алтай и в Поволжье. Этот вояж имел большое научное значение, в том числе и географическое: путешественники посетили малоизученные области Российской империи. Ученый привез домой множество материалов и экспонатов. Сохранились дорожные письма Гумбольдта разным адресатам, записки его ассистента Густава Розе, российские архивные документы. Опираясь на них, современные историки восстанавливают малоизвестные аспекты легендарной экспедиции.

На заре своей научной карьеры, в 1799–1804 годах, Гумбольдт предпринял большую экспедицию в Америку, где собрал ценнейшие коллекции и обследовал труднодоступные районы Анд. После этого ученый много лет мечтал о новом путешествии в неисследованные земли – например, в Южную или Центральную Азию. Однако прусская Академия наук отказывалась финансировать это предприятие. Сам же Гумбольдт (хоть и принадлежал к старинному аристократическому роду) не имел личных средств для оплаты таких расходов. В Индию ученый долгое время не мог попасть из-за противодействия англичан, видевших в нем не то научного конкурента, не то шпиона. И тут очень кстати пришло письмо из Петербурга, от министра финансов графа Канкрина. Оказалось, Николай I звал Гумбольдта приехать в Россию для исследования горнодобывающих районов Урала (ученый когда-то работал инспектором шахт и рудников). Попутно – в свободное от царского задания время – он мог заниматься фундаментальными изысканиями в области ботаники, минералогии, метеорологии, собирать коллекции и т.д. Запрещалось лишь совать нос в российские общественно-политические дела, в частности общаться со ссыльными. Принимающая сторона оплачивала все дорожные расходы и оказывала всяческое содействие ученому путешественнику и его свите. 60-летний Гумбольдт, понимая, что другого такого шанса может уже не представиться, принял предложение и в скором времени выехал из Берлина на двух экипажах. В конце апреля 1829 года он со спутниками пересек российскую границу близ Мемеля.

Больше шести месяцев продолжалось путешествие Гумбольдта. Книга «Экспедиция в Россию: от Невы до Алтая», недавно вышедшая в Москве, отразила все этапы дальнего пути. Как рассказывается в ней, ученый осматривал угольные шахты, золотые и платиновые прииски, малахитовые рудники, соляные копи и озера, металлургические заводы. Впечатлений было великое множество. Близ Златоуста он видел цельные сапфировые скалы, в окрестностях Казани – руины древней столицы Волжской Булгарии, под Тобольском – место битвы Ермака с Кучумом. Немецкий ученый наблюдал редких животных, описывал ландшафт, климат, горные породы, не имеющие аналогов в Европе и Америке, знакомился с обычаями местных жителей. Достиг русско-китайской границы в Джунгарии, у озера Зайсан. Вот только попасть на высокогорья Центральной Азии исследователю не удалось: через полвека после него это сделает Пржевальский. «Наконец-то Гумбольдт вернулся в свою стихию. Заползая в глубокие расщелины, собирая растения для гербария, карабкаясь на скалы, он сравнивал найденные там рудные жилы с теми, которые изучал в южноамериканской Новой Гранаде, сами горы – с Андами, сибирские степи – с венесуэльскими льяносами. Возможно, говорил он, Урал и важен для коммерческих горных разработок, но «подлинная радость» экспедиции началась для него только в Алтайских горах», – пишет биограф ученого Андреа Вольф.

На обратном пути Гумбольдт со товарищи совершил небольшое плавание по Каспийскому морю и дельте Волги, где вел гидрологические исследования. В Казани он познакомился с астрономом Иваном Симоновым, участником кругосветной экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Насыщенной была и культурная программа: в одном из казахских селений в честь научной делегации был устроен фольклорно-музыкальный праздник с песнями, конными состязаниями и национальной борьбой. Кроме того, Гумбольдт посещал церемонии всевозможных чествований, принимал награды, встречался с императором…

«Почти никогда больше в своей беспокойной жизни за такое короткое время и одновременно на таком огромном пространственном протяжении я не собирал подобной массы наблюдений и идей», – отмечал путешественник в одном из писем. Открытым текстом он написать не мог, но с помощью шифров сообщал в письмах на родину о негативном влиянии промышленности на лесные ресурсы Урала и о том, что феодальная система труда тормозит развитие горных отраслей. Трофеями ученого стали ископаемые бивни мамонтов, ценные образцы минералов, растений и животных. Брату-филологу он привез ряд старинных книг и рукописей… Общая длина пути составила 14 500 верст.

Обе задачи экспедиции, как считают историки, оказались выполнены. Российское правительство получило экспертное суждение о перспективах добычи и переработки полезных ископаемых – от руды до алмазов. А Гумбольдт со спутниками вел в пути плодотворную работу, что вскоре отразилось в многочисленных публикациях и обогатило мировую науку. Позже Николай I приглашал немецкого ученого посетить также Финляндию или Кавказ, но эти замыслы остались нереализованными.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как пермский звериный стиль превратился в городской бренд

Как пермский звериный стиль превратился в городской бренд

Дарья Курдюкова

Древность в жанре фэнтези

0
924
Дмитрий Смолев: "Когда Бухарина реабилитировали, Ларин говорил, что выполнил сыновний долг"

Дмитрий Смолев: "Когда Бухарина реабилитировали, Ларин говорил, что выполнил сыновний долг"

Дарья Курдюкова

Арт-критик, автор книги и сокуратор выставки Юрия Ларина – о биографии и метафизике художника

0
2910
Всевышний всех расставил по местам

Всевышний всех расставил по местам

Александр Балтин

К 55-летию поэта, переводчика и критика Максима Амелина

0
4557
Солнечное сплетение не внутри, а снаружи

Солнечное сплетение не внутри, а снаружи

Марианна Власова

Несколько историй о том, как издатели, литераторы и музейщики отмечали Новый год

0
2711

Другие новости