0
3327
Газета Non-fiction Печатная версия

17.07.2024 20:30:00

Эти волшебники все умели

Художники группы «13» считались «формалистами», но именно они создали тот «поэтический реализм», которым мы гордимся

Тэги: искусство, история, ссср


15-2-1-t.jpg
Предельно частный,
субъективный взгляд
на современность.
Юрий Юркун. Модницы. 1930-е
Это, конечно, никакой не каталог, или, лучше сказать, не просто каталог. Это настоящая большущая книга, посвященная художникам группы «13». Книга с какой-то весьма интересной, поистине новаторской авторской задачей: рассмотреть на первый взгляд вполне локальное художественное явление в советском (раннесоветском) послереволюционном искусстве – небольшая группа художников-графиков, просуществовавшая как объединение всего-то три года (с 1929-го по 1931-й). И выставок было кот наплакал – тоже всего три, причем вторая – лишь в виде изданного каталога, – не только в контексте советской эпохи, но с самых разных сторон. Тут и взаимодействие группы с современными западноевропейскими графиками и «старыми мастерами», и их блистательная работа в книжной графике, и неожиданная близость к «кругу Кузмина», замечательного ленинградского (питерского) поэта, композитора и прозаика, а группа-то – московская! И саратовские корни группы, связанные с ее главным «мотором» – Владимиром Милашевским, учившимся живописи в Саратове, а также с Николаем Кузьминым и Даниилом Дараном.

При этом обо всем пишут знатоки, влюбленные в тот раздел искусства, который они освещают. Это Алексей Петухов – знаток западноевропейского искусства того времени, Михаил Сеславинский, библиофил, зараженный «блаженной болезнью» коллекционирования и собравший работы многих представителей группы «13», искусствовед Марина Боровская, рассказавшая о ее «саратовских следах». А направляет общее движение мысли Надежда Плунгян, бывшая куратором выставки и продемонстрировавшая в книжном издании глубокое и, я бы сказала, какое-то «веселое» – в смысле свободы и незашоренности – понимание искусства своих подопечных.

Мы часто слышим фразу, что история ничему не учит. А ведь это неправда! Учит, да еще как, но только не тех, кто управляет (или делает вид, что управляет) движением. Там какие-то свои цели и задачи. Учит нас с вами. Мы делаем выводы из истории вот таких – «незначительных» – объединений. Понимаем, что талантливое, живое, самобытное и человечное остается в культурной памяти народа, не теряется в «переулках эпохи».

Надежда Плунгян остроумно обыгрывает «числовое» название группы, которое сохранялось, несмотря на то что количество участников менялось. Ее статья так и называется «Нечетные», где само это в русской традиции достаточно проблемное число, давшее название объединению, как бы определяет особость участников, их нежелание ни к кому присоединяться и маршировать в общих парадах.

Кстати говоря, одной из важнейших тем книги становится проблема времени, хорошо сформулированная в высказываниях Владимира Милашевского, ставших своеобразным эпиграфом издания. Художник пишет о появившейся у человека ХХ столетия потребности в «чувстве Времени». Это чувство и дает рисункам художников необходимую остроту, ту особость, которую Плунгян характеризует как «предельно частный, субъективный взгляд на современность». А я бы добавила, что взгляд не только частный, но и честный, где субъективность соединена с чувством собственной правоты, как это было в истории русской культуры, положим, у Карла Брюллова, Александра Тышлера или Анны Ахматовой.

«Чувство Времени» выразилось здесь в том, что замедленная, словно грезящая наяву интонация конца эпохи с ее модернистским изломом, манерностью и театральностью сменилась бурным движением и стремлением запечатлеть реальность. Но не в модно авангардных, абстрактных и кубистических формах (а именно так начинали Древин и Удальцова, как и многие другие художники эпохи, включая Тышлера и Лабаса), а в узнаваемых формах реальной жизни, преображенной остротой и свободой художнического видения.

15-2-2-t.jpg
Группа «13».
В переулках эпохи»: Каталог.
– М.: Музей русского
импрессионизма, 2024. – 400 с.
В группе «13» графика из вспомогательного элемента для будущей картины переходит в самостоятельный жанр. Причем выражает не частности и детали времени, нет, даже не так, выражает через частности и детали времени некую общую его энергетику, раскаленность, предельно ускоренный темпоритм. Плунгян противопоставляет обособленность авторов группы неким общим интенциям ВХУТЕМАСа. Но мне кажется, что эта особость и обособленность, острота и энергетизм культивировались и там, недаром в число участников группы входили вхутемасовка Татьяна Маврина и его замечательные преподаватели – Надежда Удальцова и Александр Древин. Микрокосм небольшого рисунка ориентировался на макрокосм большой картины. Однако малый жанр действительно требовал особой пристальности видения, сохраняя при этом наполненность космической энергией, характерной для станковой живописи Древина и Удальцовой, Тышлера и Лабаса, Нисского и Шевченко, входящих во вхутемасовский круг.

Все они, и графики, и живописцы, так или иначе считались вульгарно-социологической критикой формалистами, подвергались гонениям и репрессиям, но создали тот поэтический реализм (опошленный и примитивизированный эпигонами соцреализма), которым русское искусство послереволюционной эпохи может гордиться. Группа «13» была, на мой взгляд, одним из важных компонентов этого реализма, «переулком», выходящим на его «главную улицу».

В книге много говорится об артистизме художников группы. Причем особую прелесть этому артистизму придает некоторая художественная косолапость, заостренность форм, близость к примитиву и детскому рисунку. Парадокс в том, что некоторые блистательные авторы группы или вовсе не имели художественного образования (Ольга Гильдебрандт-Арбенина, Юрий Юркун), или учились не систематично, какими-то урывками (Николай Кузьмин, Даниил Даран). Но дар и художественное чутье сделали свое дело – многие их работы, как и прочих художников группы, завораживают и оставляют ощущение тайны. Не усыпляют, а бодрят, заставляют улыбнуться, задуматься, вглядеться. Темп, энергия, светоносность характерны и для странно угловатой, немного пошатнувшейся улочки Бориса Рыбченкова с огромным, по-детски наивно распластанным над домами солнцем («Пейзаж с солнцем»), и для прелестных «нюшек» Татьяны Мавриной, то озорно-простонародных, то тоже немного смешных, но и утонченных, с угадываемыми чертами Ольги Гильдебрандт («Обнаженная»).

Эти волшебники все умели!..

А закончить я хочу эпизодом из статьи Михаила Сеславинского. В издательстве «ACADEMIA» обсуждаются иллюстрации к роману Диккенса молодого и малоизвестного Владимира Милашевского. Все готово, чтобы его работу провалить. Но по коридору проходит Корней Чуковский, и Милашевский мгновенно затаскивает его в кабинет, быстро показав свои иллюстрации. И происходит чудо – спонтанное выступление Чуковского в самом высоком голосовом регистре в защиту иллюстраций переломило ситуацию. Совершенно уверена, что почти каждый из нас может вспомнить о себе нечто подобное. Ситуация для России архетипична. Но и тут таится некий захватывающий урок истории. Хочется надеяться, что эти смелые и убежденные в своей правоте одиночки (художники, критики, коллекционеры) в русской культуре не переведутся. Тогда и с искусством, и с книгами, да и с самой культурой будет все в порядке.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1601
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
692
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
617
От Амальрика до Якира

От Амальрика до Якира

Мартын Андреев

Грани и оттенки инакомыслия

0
1257

Другие новости