Бои на море были не менее важными, чем на суше. Алексей Ганзен. Линейный корабль «Цесаревич» и эскадренный миноносец типа «Всадник». Центральный военно-морской музей, СПб
Восточный фронт Первой мировой войны известен главным образом сухопутными сражениями: поражение армии Самсонова и победа в Галицийской битве, взятие Карса и Брусиловский прорыв… Но не менее важными были и бои, происходившие на море. Сборник воспоминаний, составленный историком Никитой Кузнецовым, повествует о событиях, развернувшихся на балтийском, черноморском и беломорском театрах военных действий. Мемуаристами выступают как рядовые матросы, так и адмиралы. Описаны минные постановки на Балтике и их отчаянная защита от немецкого Флота Открытого моря, действия подводных лодок (в том числе и союзнических английских) и оборона Моонзунда. Причерноморье представлено воспоминаниями о бое с линейным крейсером «Явуз Султан Селим» («Гебен»), бомбардировках босфорских укреплений, действиями нарождающейся морской авиации, рассказами о помощи моряков Кавказской армии. События на Севере не были столь драматичны, но их роль на протяжении всей войны оставалась не менее ответственной. В Архангельск и Мурманск прибывали союзнические конвои, и небольшая русская эскадра всячески стремилась обеспечить их безопасность от возможных атак неприятеля.
Великая война. Российский флот в 1914–1917 гг. / Сост., науч. ред., предисл. и коммент. Н.А. Кузнецов.– М.: Содружество «Посев», 2023. – 936 с. (Голоса истории). |
«Вперед» немцы торпедировали 25 июня того же года, когда на его борту не было раненых и беженцев. Поэтому потери оказались меньше: из 68 человек – 7 погибших и 7 раненых (один из которых позднее скончался). Сохранившиеся документы следующим образом описывают происшедшее: «исполняющий должность второго механика Чевганов и второй машинист Рязанцев по приказанию старшего механика Макарова с опасностью для жизни спустились в машинное отделение, заливаемое водой, и, застопорив машину, выпустили пар, предупредив, таким образом, взрыв котлов; матрос Лизун, сбитый с ног обломками, надел нагрудник (спасательный жилет. – М.А.), но, увидя сестру милосердия княжну Эристову, снял его с себя, надел на нее и подвязал (…); плотник Доцевич спас сестру Вебер, которая тонула, захлебываясь водой, и поддерживал ее все время на воде, пока не поместил на подошедший бот (…); сестра милосердия Каринская, выброшенная в воду и сильно ушибленная опрокинутым ботом, по доставлении на берег вместе с сестрами милосердия Гартонг, Лисовской и другими, забыв личные страдания и пережитый ужас, делает перевязки и оказывает помощь раненым». Командовавший судном отставной контр-адмирал Альфред Вильгельмс, согласно показаниям выживших, передал какие-то бумаги и отказался покинуть судно.
Говорят, Уинстон Черчилль как-то заметил, что если бы по окончании войны за совершенные преступления было казнено больше немцев, то во Вторую мировую они поостереглись бы совершать столько преступлений.
комментарии(0)