Хмелита, грибоедовские места. Фото Александра Анашкина
Когда-нибудь Виктору Кулакову поставят памятник. И, конечно, в Хмелите, под Вязьмой – там, где на месте сожженных пепелищ его усилиями появились Музей-заповедник Александра Грибоедова и музей великого флотоводца, героя Крымской войны адмирала Павла Нахимова. А еще во многом благодаря Виктору Евгеньевичу ныне существует мемориал «Богородицкое поле», посвященный трагедии осени 1941 года, когда ценой огромных жертв советские войска приостановили наступление фашистов на Москву.
А.С. Грибоедов и его эпоха: Хмелитский сборник № 18 / Отв. ред. Е.В. Облогина, М.В. Скороходов.– М.: Макс Пресс, 2023. – 384 с. |
18-й выпуск открывается большим разделом «Творчество Грибоедова и его рецепция». О загадках первоначального замысла «Горя от ума» размышляет Юрий Никишов. Стиль грибоедовских писем анализирует Дарья Терешкина, а Тамара Жужгина-Алахвердян рассказывает читателям, как личность и судьба Грибоедова отразились в творчестве поэтов-декабристов Александра Одоевского и Вильгельма Кюхельбекера. Елена Букреева предлагает вспомнить о прекрасном иллюстраторе «Горя от ума» художнике-эмигранте Николае Зарецком, а Максим Федоров погрузит в атмосферу трудного приема обществом и критикой постановки Мейерхольда «Горе уму» в 1928 году на примере пролетарского поэта Демьяна Бедного. Интересна и статья Михаила Талалая о том, как воспринимали Грибоедова публицисты второй – послевоенной – волны эмиграции, часто считая Чацкого «разрушителем основ» и предтечей революции.
Грибоедов долгие годы преподносился в СССР как убежденный враг царизма и декабрист, чудом избежавший Сибири. Однако – и это очень хорошо показывают его письма и воспоминания современников – он был прежде всего патриотом своего государства, отправившимся в Тегеран на верную гибель. Именно об этом свидетельствуют статьи сборника, собранные в раздел «Грибоедов-дипломат». В частности, очень интересна работа Фирюзы Мелвилл, директора Центра иранистических исследований при Кембриджском университете, в которой говорится о том, как по-разному до сих пор воспринимают Грибоедова в России, Иране, Грузии и Армении. Почти 200 лет Александр Сергеевич не дает покоя тем, кто размышляет над проблемами истории и исторической альтернативы. Интересно, что в России драматург и поэт до сих пор почти полностью заслоняют дипломата и великого государственного деятеля.
Отдельный раздел сборника посвящен музейному делу. Генеральный директор Государственного историко-культурного и природного заповедника «Хмелита» Надежда Кулакова, подхватившая знамя руководства из рук своего выдающегося отца, пишет об истории создания музея-заповедника и о том, какую огромную роль в воссоздании этого чуда на Смоленской земле сыграли великий реставратор Петр Барановский и Виктор Кулаков. А старший научный сотрудник Института мировой литературы Максим Скороходов делится размышлениями, как сегодняшняя Хмелита продолжает открывать мир русской усадьбы, столь значимый в нашей культуре.
комментарии(0)