Чудотворец Константин Батюшков. Николай Уткин. Портрет К.Н. Батюшкова. 1815. Русский музей |
Судьба была несправедлива к нему не только в памяти поколений, но и при жизни, погрузив во мрак безумия почти на четверть века. Интересно, что он был прекрасным художником. Его автопортрет, выполненный уже во время болезни, поразительно напоминает Врубеля. Что ж, обоих поглотило сумасшествие.
Каким же он был, этот замечательный поэт и воин, как он вошел в пушкинскую эпоху и что так манит нас в его судьбе, теперь можно еще раз узнать, взяв руки большую книгу Глеба Шульпякова. Шульпяков, в свое время получивший премию «Триумф», известен не только как автор стихов, но и как переводчик. Благодаря ему наши интеллектуалы познакомились с рядом эссе Одена, Эллиота, пьесами Стоппарда. И вот книга, явившая нам совершенно неожиданный поворот в его творчестве.
Перед нами не просто биография, а настоящее событие в столь популярном литературно-биографическом жанре. Автор предисловия Анна
Сергеева-Клятис вспоминает Натана Эйдельмана. Что ж, его любимая эпоха, его герои. Но, пожалуй, роднит его с Шульпяковым прежде всего отношение к историческим персонажам как к собеседникам, с которыми можно поговорить и у которых еще можно много чего узнать.
В книге нас встречает бесчисленное число вельмож и сановников, офицеров, слуг, помещиков. Батюшков предстает в перекрестье мнений людей, знавших его. Кроме того, автор сам посетил ряд мест, связанных со своим героем, как в России, так и за границей, и это дало живой, поистине осязаемый эффект.
Глеб Шульпяков. Батюшков не болен.– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2023. – 638 с. |
Другая находка автора – обнаруженный в Санкт-Петербурге в фондах Российской национальной библиотеки дневник доктора Антона Дитриха, лечившего поэта. Записи, которыми временами прерывается повествование, взгляд врача на своего безумного пациента и его впечатления, занесенные на бумагу, делают картину жизни героя еще более достоверной.
Мы наблюдаем Батюшкова на военной службе в 1807 и 1808 годах, читаем о его попытках попасть в действующую армию в 1812-м, узнаем о любовных драмах, ухудшавших состояние поэта. Вместе с ним отправляемся в Италию на дипломатическую службу и проводим последние 22 года жизни в имении под Вологдой.
И все это сопровождается легким для читателя и в то же время глубоким анализом строк поэта, для которого Пушкин нашел такие слова: «Дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения – слог так и трепещет, так и льется, гармония очаровательна».
комментарии(0)