Австралия – не только страна беглых каторжников, как в романе Жюля Верна. Кадр из фильма «В поисках каптана Гранта». 1985
Отечественную диаспору в основном ассоциируют с Европой, Северной Америкой и отчасти Китаем. В реальности революционные и военные ветры заносили изгнанников во все стороны света. Историк Шейла Фицпатрик рассматривает историю «русского присутствия» и на родном для нее Зеленом континенте. Она указывает на два основных потока, по сути, составивших новую диаспору после окончания Второй мировой войны (ранее в Австралии проживало всего лишь 5 тыс. человек из России). Во-первых, это перемещенные лица из Европы, как правило бывшие советские военнопленные или остарбайтеры (восточные рабочие). Во-вторых, эмигранты первой волны, некогда осевшие в Китае, но после прихода осенью 1950 года к власти коммунистов во главе с Мао Цзэдуном вынужденные вновь бежать.
Шейла Фицпатрик. Белые русские – красная угроза? История русской эмиграции в Австралии / Пер. с англ. Т. Азаркович.– М.: АСТ: CORPUS, 2023. – 544 с. |
Парадоксально, что в отличие от палачей у их жертв возможность эмиграции нередко бывала затруднительной. Бывшие советские граждане воспринимались как тайные носители коммунистической идеологии, а потому – как потенциальные подрывные элементы. Впрочем, по мнению некоторых чиновников, репатрианты из Китая являлись «белыми русскими, которые или уже коммунисты, или проходят идеологическую обработку». Считались носителями красной идеологии, а потому нежелательными элементами и евреи (Фицпатрик отмечает, что их, помимо собственно ксенофобских настроений, часто напрямую отождествляли с коммунистами). А ведь к этому времени уже была достаточно хорошо известна трагедия Шоа (истребление нацистами европейского еврейства)… В контексте подобной шпиономании вполне логично, что широкое распространение получила поговорка Reds under beds («красные под кроватями»).
Тем не менее, несмотря на двусмысленную политику двойных стандартов, «нежелательным» беженцам все же удавалось получать визы. Так, в 1954 году в Австралии проживал 13 091 бывший гражданин Советского Союза. Автор рассказывает о создавшейся культуре повседневности, развитии русскоязычной прессы, политических течениях, клубах, строительстве церквей… Например, в 1952-м в стране насчитывалось более 20 православных приходов.
Поэтому неудивительно, что в конечном итоге отечественная диаспора существенно увеличилась, составив, по разным оценкам, от 26,5 до 33,5 тыс. человек. Остается только гадать, сколько из них было палачей, а сколько жертв. И как они уживались.
комментарии(0)