Не все мечтали об Израиле. Но он все равно уже есть... Василий Верещагин. Два еврея. 1883–1884. ГТГ |
Автор – почетный профессор в Тель-Авивском университете, основатель исследовательского центра, лауреат нескольких премий за различные книги. Анита Шапира скрупулезно и доходчиво повествует о пути, на котором евреи обрели свое государство, от возникновения сионизма в конце XIX века вплоть до событий начала века XXI. Книга была закончена и опубликована в 2012 году. Недавние события дополнили бы ее самым актуальным материалом, но для понимания и знания того, зачем и почему евреям понадобилось свое государство и как в итоге оно оказалось в сегодняшней ситуации, материала более чем достаточно.
Несмотря на то что хотя бы немного искушенным читателям автор и не сулит каких-то неожиданных открытий или внезапных прозрений, множество мелких и не очень деталей придают всей исторической панораме значительно более широкий обзор и насыщают ее многоцветным колоритом. Много нового почерпнул из книги и автор этих строк. Например, с удивлением узнал, что сионистским идеям в самом начале противостояли все кто только мог, от религиозных ультраортодоксов до революционеров и капиталистов.
Анита Шапира. История Израиля: от истоков сионистского движения до интифады начала XXI века / Пер. с англ. И.В. Печенина; под ред. К. Могаричева. – М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2023. – 656 с. |
Наконец, был разрушен и такой популярный миф, в который верил и я сам: «Не Холокост привел к созданию государства; государство было создано, несмотря на эту Катастрофу», и далее: «Государство Израиль стало символом еврейского народа, продолжающего жить, несмотря на Катастрофу, концентрированным выражением жажды жизни и жизнеспособности нации, находившейся на грани уничтожения».
Анита Шапира не забывает отметить и все неприятности, просчеты, ошибки и даже преступления отдельных персонажей и государств, всю многообразность и сложность этой удивительной истории.
Отмечу недостаточное, на мой взгляд, внимание, уделенное автору религиозной составляющей истории государства. При известной значимости его в еврейской истории упоминается он лишь в ряду прочих и не удостоен отдельной главы. А премьерству Бегина например, посвящено целых 50 страниц. На фоне этой бреши совсем уж незначительными кажутся такие мелочи, как некоторая занудливость повествования, неразборчивые в большинстве своем карты и какая-то совершенно невнятная, бестолковая вклейка иллюстраций.
Думаю, можно простить автору это небольшое недоразумение. А в качестве своеобразного критического итога книги подойдет, например, эта цитата: «…расстояние, пройденное сионистским начинанием от поэмы начала XX века о сыне, новом еврее, восставшем против своих родителей, до песни поколения конца XX века тотального, хотя и тревожного принятия безмятежности настоящего демонстрирует, что сионистская революция не только увенчалась успехом, но и стала рутиной».
Мне же по прочтении книги вспоминается пасхальное пожелание-благословение: «В следующем году – в Иерусалиме!»
комментарии(0)