0
3556
Газета Non-fiction Печатная версия

24.01.2024 20:30:00

Крепости не должны сдаваться

Дипломатические просчеты и военные поражения

Тэги: русскояпонская война, армия, поражение, дипломатия, портартур


русско-японская война, армия, поражение, дипломатия, порт-артур Как далеки от реальности мечты о вечном мире… Николай Самокиш. Русско-японская война. Схватка. 1904. С репродукции из альбома Николая Самокиша «Война 1904–1905 гг. Из дневника художника»

В предисловии к книге отмечалось, что «драгоценный маньчжурский опыт далеко еще не использован для разумного объединения нашей работы по усилению военной мощи России». Именно желание понять причины проигрыша в той злосчастной войне и заставило двух ее участников дать систематическое исследование произошедшего. Александр Свечин написал о причинах конфликта, театре военных действий, силах сторон и боях в Маньчжурии, непосредственным участником которых он являлся, а ветеран обороны Порт-Артура Юрий Романовский подготовил главы о боях на Квантунском полуострове. Книга, впервые вышедшая в 1910 году, обратила на себя внимание, и в последующие годы на нее неоднократно ссылались исследователи войны. Размышляя о предвоенной ситуации, Свечин обращал внимание на слабость и ошибки российского внешнеполитического ведомства: «Япония заручилась союзом с Англией, который обеспечил вооруженную помощь Англии в том случае, если Японии пришлось бы столкнуться с двумя или более державами сразу. Хотя сочувствие почти всех народов не англо-саксонской расы было на стороне России, дипломатия не сумела ни привлечь на нашу сторону союзников, ни позволить стратегии сосредоточить все усилия на театре борьбы». Последнее обуславливалось отчасти нежеланием провоцировать потенциального противника, а отчасти недооценкой его возможностей (считалось, что Токио ограничится лишь десантом на юге Корейского полуострова).

3-15-12250.jpg
Александр Свечин, Юрий
Романовский. Русско-японская
война 1904–1905 гг.– М.:
Вече, 2023. – 432 с.
Касаясь японских вооруженных сил, историк отмечал, что их особенностью стало отсутствие корпусной организации, придававшей армии большую мобильность. Это крайне важно при продвижении по гористой местности и плохом состоянии дорог. В разборе собственно военных действий обращают на себя два момента. В своем анализе заключительного периода защиты Порт-Артура Романовский справедливо подчеркивал, что «рассчитывать на мало-мальски длительную и плодотворную оборону уже не приходилось. Численность штыков гарнизона, считая моряков и нестроевых, не превышала к этому времени 13,5–14 тысяч человек; из них около 40% хотя и оставались на позициях, но были больны цингой». Примерно столько же военнослужащих находилось в госпиталях. «Между тем, не считая Лаотешаня, длина сухопутной линии обороны доходила до 19 верст, и сократить ее не представлялось возможным». Поэтому капитуляция, которую исследователь называл «насильственной смертью», «предупредила естественное падение крепости не надолго». Но сдачу Порт-Артура Романовский менее всего склонялся оправдать, так как каждый день боев «являлся драгоценным, отвлекая к нему большие силы и средства японской армии. Крепости могут быть взяты, но никогда не должны сдаваться».

В свою очередь, Свечин опровергал утверждение, распространенное в военной среде (в частности, у зарубежных аналитиков), что после неудачи в ходе последнего крупного боя под Мукденом русская армия находилась в подавленном состоянии. Проведенный в это время рейд конного отряда генерала Павла Мищенко, хотя «и не дал больших результатов» (потери противника помимо материального ущерба составили примерно 600 человек и 234 пленных), поднял дух войск, «был важен в моральном отношении». Проигрыш в войне обусловливался рядом разнообразных причин. В их числе следует назвать и неудовлетворительное управление войсками, особенно «в современном бою широкого масштаба», и изначальное планирование кампании как целой цепи оборонительных сражений, в то время как «подлая, по суворовскому выражению, оборона ведет к одним поражениям».

Подводя итоги: в книге отмечалось, что «война на Дальнем Востоке напомнила нам, как далеки от действительности мечты о вечном мире; фразы о возможности гуманного разрешения на началах справедливости серьезных споров перестали оказывать у нас свое расслабляющее влияние. Мы убедились на горьком опыте, как опасно допускать малейшие изъяны в организации вооруженной силы». Впрочем, по этому поводу то же самое, только немного лаконичнее, говорили еще древние римляне: Si vis pacem, para bellum.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


ВСУ несут потери на фронте, но нацеливаются на Москву

ВСУ несут потери на фронте, но нацеливаются на Москву

Владимир Мухин

США помогут Украине специалистами для обслуживания истребителей F-16 и систем ПВО

0
9555
С Тегерана хотят спросить за резиденцию Нетаньяху

С Тегерана хотят спросить за резиденцию Нетаньяху

Игорь Субботин

В Израиле допустили новую силовую акцию против Ирана

0
2240
В чем смысл вьетнамской "бамбуковой дипломатии"

В чем смысл вьетнамской "бамбуковой дипломатии"

Борис Виноградов

Почему Ханой не спешил с заявкой на вступление в БРИКС

0
5781
Перспективы "культуры отмены"

Перспективы "культуры отмены"

Алексей Фененко

Чем грозит разгул русофобии Европе

0
4988

Другие новости