0
6536
Газета Non-fiction Печатная версия

27.12.2023 22:53:00

Мастерски владея карандашом

Кому верил Константин Станиславский

Тэги: щусев, архитектура, мавзолей ленина, казанский вокзал, марфомариинская обитель, театр, станиславский


14-2-1-t.jpg
Александр Васькин.
Алексей Щусев: Архитектор № 1.
– М.: Молодая гвардия, 2023.
– 400 с. (Жизнь замечательных людей:
сер. биогр.; вып. 1957).
В уходящем году исполнилось 150 лет со дня рождения архитектора Алексея Щусева (1873–1849) – автора таких проектов, как Мавзолей Ленина, Казанский вокзал, станция метро «Комсомольская-кольцевая», Марфо-Мариинская обитель. Книга писателя, историка, москвоведа, постоянного автора «НГ-EL» Александра Васькина «Алексей Щусев: Архитектор № 1» из серии «Жизнь замечательных людей» приурочена к юбилею Алексея Викторовича. Хотя Васькин не впервые обращается к биографии архитектора: еще в 2015 году была выпущена книга «Щусев: Зодчий всея Руси». По словам автора, та, первая, книга стала основой для дальнейших исследований жизнеописания зодчего. За последние годы Александр Васькин провел новые архивные изыскания, в результате чего издание 2023 года увеличилось в объеме на четверть, в нем цитируется много новых документов, добавлены главы «Щусев в Ясной Поляне», «Щусев и конструктивист Гинзбург», «Щусев и Меркуров», «Щусев в Азербайджане» и др.

Автор, разумеется, не обходит вниманием вышеупомянутые щусевские архитектурные хиты, но при этом не забывает и не о столь известных проектах своего героя, и о других гранях его творчества – например, о сотрудничестве с Константином Станиславским в качестве сценографа. В главе «Станиславский – Щусеву: «Верю! Верю!» говорится о «политически важной» постановке Московского художественного театра «Сестры Жерар» осенью 1927-го. Спектакль представлял собой инсценировку Владимира Масса мелодрамы Адольфа Деннери и Эжена Кормона «Две сиротки» на тему Великой французской революции. Эскизы Щусева к спектаклю хранились в частном собрании и были обнародованы несколько лет назад. «До сих пор считалось, – утверждает искусствовед Валентина Хаирова, – что Щусев выполнил эскизы двух первых картин пьесы, а также костюмов персонажей. Но среди его наследия имеются зарисовки и проработанные варианты всех актов пьесы. Эти наброски характеризуются мастерским владением карандашом, по-архитектурному точной линией, для «подсветки» набросков автор использовал прозрачный слой акварели». По воспоминаниям режиссера Николая Горчакова, «во время репетиции одной из сцен – «Оргии» – по просьбе Станиславского Щусев изменил оформление и «велел убрать все простенки павильона-гостиной в нашей прежней декорации. Расставил пилястры в виде колонн по всей сцене, соединив их занавесами, какие нашлись в театре, и изменил совершенно освещение», в результате чего «занавески «играли» на просвет, и этим создавалось на сцене своеобразное сочетание света и цветных пятен. Все занавески шевелились, двигались, открывались и закрывались, что придавало им динамичность, а всей картине – некоторую таинственность».

Разумеется, биография даже самого гениального зодчего не сводима только к работе и творчеству. Как отмечает Васькин, «важно не забывать и каким человеком был архитектор, ибо наполнявшие его душу эмоции, чувства, впечатления самым непосредственным образом отражались на его проектах. И о зодчем Щусеве, и о человеке рассказывает эта книга». 


Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2342
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5180
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2873
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3316

Другие новости