Космос сборника эссе Виктора Петрова организован пестро и ярко. Фото Андрея Щербака-Жукова
Курсор – сильное слово, смыслообразующим вектором содержащее то, на что следует указать. Космос «Курсора» – сборника эссе Виктора Петрова – организован пестро и ярко, с высверками мысли и плотной игрой огней ощущений. Многоаасоциативное плетение словес, созидающих мысль интересным интеллектуальным орнаментом, демонстрируется Петровым: возьмем текст «Устоять в слове» – здесь пушкинское обозначение «Дон» переходит в силовое поле размышлений о «Тихом Доне», одном из основных романов мировой литературы, из которых вытекают мысли о состоянии сегодняшней литературы, мысли, связанные с многолетним опытом редакторства. Виктор Петров возглавляет знаменитый некогда, еще советский, журнал «Дон». И, сопоставляя былое значение слова и нынешнее изобилие графоманских потуг, поэт не может не прийти к печальным выводам. Однако печали нет: стоицизм ведет поэта, и словно бы строки его поэтические растворяются в насыщенной субстанции прозаических текстов, овеянных поэзией.
«Первоначальность слова» – так назван первый раздел книги, и в словосочетании этом будто зреет плод очевидного: не-почтение к слову, не-слышание художественного может быть чревато для социума постепенным расчеловечиванием, утратой почти всего сущностного. «Благословение, или Авторитет писателя» – беседа с Петровым, в которой он, развернуто отвечая на вопросы, расставляет четкие акценты, что первично, что вторично. Интересно вчитываться, особенно учитывая, что с большинством положений Петрова приходится соглашаться.
Автор в книге высказывает крупные, весомые рассуждения о Тютчеве… «Мирозданью современный» – название эссе словно высветляет тютчевскую суть. Современник глобального, вечно длящегося процесса мировой истории и становления человечества, Тютчев не может утратить значения ни в какие времена, сколь бы насыщены негативом ни были они.
Фраза автором строится просто. Звучит она музыкально и, мыслью вовлекая в себя, требует неспешного вхождения в мир, предлагаемый Петровым.
Текст «По ту сторону» расшифровывает коды символистов: «Русские символисты как никто приблизились к библейской знаковости Слова». Так, находясь в безднах, провалах и воспарениях всем привычной – в пределе жизни – реальности, символисты столь мощно вглядывались и вслушивались в запредельное, что соприкосновение с той знаковостью, что заложена в речениях и стихах Библии, превращалось в сияющие поэтические своды, конкретные, но пронизанные непознанным.
К освоению оного стремится и Петров, достигая впечатляющих результатов в текстах эссе, составивших космос «Курсора». Афоризмы рассыпаны по книге, блещут алмазной гранью: «Внезапность стихов и есть их подлинность». Алхимический опыт поэта находит отблеск в прозаических текстах, и, познав механизм возникновения поэтического слова сполна, поэт щедро делится его устройством, таинственно-работающим, сложным.
Виктор Петров. Курсор.– М.: Вест-Консалтинг, 2023. – 256 с. |
А вот – разнообразные образы, слоясь и наплывая на данность, организуют дневник главреда: своеобразный отдел, книгу в книге, выделенную в отдельную статью. Мерцают острова поэтов и прозаиков, чередуются их строки, и ощущения Петрова, сильно столкнутые с сущностью редакторской деятельности, передаются пестрыми перьями мысли.
Юрий Кузнецов – этот метафизик и мистик русского поэтического слова – рассматривается цельно и подробно: особенно акцентируется значение поэм Кузнецова, чей монументальный свод взращен евангельским миром. Корни поэм! И корни мыслей Петрова, уходящие в глуби русской традиции.
Благородно блистает серебро Льва Аннинского. Это, разумеется, серебро метафизического характера, и Петров, вспоминая, как получил от критика и литературоведа несколько неожиданный материал, щедро показывает краски литературной истории. История и литература связаны философскими узлами правды бытования на земле, четко понимая это, автор показывает блеск этих связей.
Кратко и точно рассматривает Виктор Петров поэзию Андрея Щацкова в эссе «Белые крылья первозимья» – насыщенную красками, тонкими линиями связывающую современность и историю. Древнерусское богатство стихах Шацкова переливается яхонтами свершений и тугими тяготами многообразных испытаний. Петров подбирает точные цитаты, и пейзажная манера Шацкова словно получает новые оттенки, истолкованная поэтом.
Другой яркий представитель современного поэтического слова, упомянутый в книге, – Анатолий Аврутин. Ему посвящено эссе «Звезда его имени». Сгустками мысли, проницающими сущность снежно-прозрачной и возвышенной поэзии Аврутина, автор проникает в самые глубины кладовых поэтического богатства собрата из Минска.
Космос «Курсора» богат, и это тот случай духовно-интеллектуального богатства, которое щедро, как июльский ливень, предлагается всем…
комментарии(0)