Борис Сырков на презентации своих книг в клубе «Достоевский». Фото автора
Начнем с крылатых выражений, ставших новой классикой: «Бывших сотрудников не бывает…» Думаю, вы понимаете, о чем я. Тут уже и не профессия вовсе, даже не призвание. А нечто гораздо, гораздо большее: образ мыслей и действий, фокус внутреннего взора и внешнего взгляда, градус внутреннего накала и азартной опьяненности идеей. А дальше в практической плоскости – тут у кого уж как выходит.
У Бориса Сыркова, бывшего ответственного сотрудника КГБ (а затем других структур, в кои комитет успешно трансформировался), чекистская хватка вылилась в обширную документально-литературную стезю. За последние 30 лет он издал уже 10 книг на соответствующие его статусу темы.
С учетом конкретной специализации во время несения ответственной службы неудивительно, что он в основном рассматривает разведку и контрразведку, осуществляемую средствами связи и специальной техникой.
Поэтому и в двух новых книгах разворачивает подробный ознакомительный экскурс во всякого рода технические приспособления разведсообщества. Не забывая при этом о личностях, что считаются знаковыми предтечами современной «гонки технической мысли», много сделавшими для нагнетания романтическо-магического ореола вокруг мирового разведсообщества.
Например, подробно останавливается на «Комнате 40» – таково условное наименование английской разведки средствами связи еще с Первой мировой войны. И объясняет, почему плотно роящиеся там дешифровальщики и криптологи так кардинально повлияли на итоги той глобальной войны. А затем плавно переходит к отдельным личностям, ныне почитаемым как признанные гении (подчас злые) разведки.
Борис Сырков. Алан Тьюринг и тайная комната.– М.: Вече, 2023. – 420 с. |
Личность и правда незаурядная: не последний математик, неплохой кибернетик, криптограф не без талантов… ну и ко всему прочему идейно-рафинированный гомосексуалист. Последнее обстоятельство не раз помогало служакам Туманного Альбиона в разного рода «разведразработках». Например, в деле австрийского полковника Редля (ожидаемо, тоже нетрадиционной ориентации), сдавшего на корню все планы Генштаба австрийцев.
Такие вот «движения нетрадиционщиков» еще не раз всплывут в смелом и захватывающем воображение исследовании Бориса Сыркова. Мало того что это наши идеологические враги, так еще и люди, подрывающие наши традиционные ценности. Стало быть – дважды враги. Столь же ненавистные, как и герои книги «Слухачи» кайзера и фюрера».
Как тут не отметить еще раз, что первая его книга, «Радиошпионаж», вышла еще в далеком 1996 году. На тот момент подобное издание стало настоящим откровением и наделало много шума.
Автор следом издал книгу «Венона» – про то, как начиная с 40-х годов вездесущие янки держали на контроле по всему миру переписку советских разведчиков с дипломатическими паспортами. Именно через нее вычислили супругов Розенберг и Клауса Фукса.
Как только волна страстей, вызванных первыми книгами Бориса Сыркова, стала утихать, автор раскрыл широкому читателю глаза еще на ряд шпионских премудростей. Потом – следующая партия разведстрастей, в очередном томе. Вот так и держит в напряжении читателей уже не одно десятилетие.
По увлекательности былые забавы мирового разведсообщества (яростно живописуемые Сырковым) превосходят любую самую навороченную компьютерную игру современности. Не говоря уже о современных игрищах-торжищах рыцарей плаща и кинжала…
Лучше не вдаваться в подробности: обычный разум не способен переварить подобное без риска неотложной трепанации.
Борис Сырков. «Слухачи» кайзера и фюрера.– М.: Вече, 2023. – 336 с. |
Например, он приводит биографии самых известных шпионов прошлого (из тех, что уже благополучно почили в бозе и теперь раскрыты за давностью лет). Дотошно исследует подробный послужной список, не забывая описывать и чисто технические приемы их нелегальной деятельности.
Любопытно, что кроме известных шпионов (таких, как Джон Уокер, самый «продуктивный» агент ХХ века) Сырков кидает в проброс массу дополнительной информации, мало известной читателю. Например, отмечает, что писатель-фантаст Иван Ефремов, судя по ряду источников, являлся агентом влияния английской разведки. Таких еще называют «спящий агент».
Во всяком случае, расследованием дела писателя на полном серьезе занималось Пятое управление КГБ СССР. Но Ефремов едва ли успел поработать на янки (не считая многочисленных печатных фантазий, где «с фигой в кармане» да эзоповым языком нещадно обличает тоталитаризм).
А вот от Виктора Шеймова, чекиста-перебежчика, вреда Стране Советов было куда больше. Он в 1993 году опубликовал книгу «Башня секретов». Впрочем, его бывший непосредственный шеф, начальник Восьмого управления КГБ, рассказывал о своем подчиненном: мол, тот «мало что знал, мало к чему был допущен, но зато мастерски умел заниматься саморекламой».
Ну а рядовому читателю, еще меньше «знающему и допущенному», книги Бориса Сыркова позволят хотя бы с отдаления учуять терпкий дух шпионских игрищ да многослойный аромат тайны государственных интересов.
комментарии(0)