Нельзя сказать, что деятельность 36-й гренадерской дивизии СС (организации, осужденной Нюрнбергским трибуналом) не
Дмитрий Жуков, Иван Ковтун, Святослав Кулинок. Бешеные псы. Сборник документов и материалов о преступлениях особого формирования СС Оскара Дирлевангера, 1940–1945 гг.– М.: Вече, 2023. – 576 с. (Третий рейх: Суд истории). |
Формирование возникло в 1940 году под названием «команда браконьеров Ораниенбург» (по названию места формирования). Она должна была охранять лагеря и бороться с партизанами (именно последняя деятельность и стала основной). В дальнейшем часть пополнялась не только браконьерами, но и любым другим уголовным элементом, что в итоге позволило довести численность подразделения до уровня бригады. В феврале 1945 года ее развернули в дивизию, которая пару месяцев спустя была уничтожена в Хальбском котле частями 1-го Украинского фронта.
Даже по меркам нацизма преступные деяния чинов дивизии порой шокировали гитлеровцев. Генерал Гейнц Гудериан вспоминал, что во время подавления ими Варшавского восстания «от сообщений волосы становились дыбом». Кроме того, Дирлевангер неоднократно шантажировал местное население и любил присваивать конфискованные драгоценности, что повлекло возбуждение не менее 10 уголовных дел. Правда, ни одно из них завершено не было, а за Варшаву каратель удостоился Рыцарского креста.
Собранные материалы дают представление о борьбе подразделения с народными мстителями, а также включают служебную переписку, допросы и показания арестованных чинов дивизии.
Вот, например, ранее не публиковавшийся документ об одной из антипартизанских акций: «5.5.43 г. в 3.30 был уничтожен населенный пункт Старинки. Во время нашего отхода мы были обстреляны с северо-восточного угла деревни. (То же самое произошло в начале леса.) За это было расстреляно 75 человек, подозреваемых в связях с бандами, и еще 65 женщин и детей».
Поэтому неудивительно, что в ходе следственных действий взятые в плен каратели затруднялись определить точное число жертв: «За это время я лично сам расстрелял суммарно 12–15 человек, но точно не помню» (показания Эриха Ляпшица).
Также нацисты неоднократно использовали мирное население для разминирования.
Всего, по подсчетам авторов книги, жертвами дирлевангеровцев стало не менее 60 тыс. человек, из них около 30 тыс. – на территории Белорусской ССР. В общественном сознании их главным преступлением является сожжение совместно с 118-м батальоном шуцманшафта (вспомогательной полиции) деревни Хатынь, в ходе которого погибло 149 жителей, включая 75 детей. Но подобных акций дивизия совершила более 200. В частности, во время подавления Словацкого восстания соединение сожгло, по разным сведениям, от 15 до 20 деревень.
Важно иметь в виду, что все эти зверства творили не только немцы, но и входившие в состав формирования коллаборанты. Так, например, на 8 июня 1943 года тогда еще батальон состоял из одной немецкой и трех русских рот по 150 военнослужащих. Кроме того, в его состав входили немецкий мотоциклетный взвод, украинский стрелковый взвод и артиллерийская батарея, насчитывавшая 40 немецких и 40 русских солдат.
В данном случае Дирлевангер мыслил как другой военный преступник, Йозеф Геббельс, считавший, что можно сколько угодно презирать предателей, но тем не менее использовать их в своих интересах.
Остается лишь сожалеть, что не всех преступников из дивизии Дирлевангера удалось очно осудить.
Такая вот кровавая трагедия. Но и она, увы, остается частью нашей истории, которую тоже нужно помнить.
комментарии(0)