0
5142
Газета Non-fiction Печатная версия

06.09.2023 20:30:00

Неистовый бунтарь

Микеланджело Меризи да Караваджо и его соратники по цеху

Тэги: искусство, италия, караваджо


32-15-1480.jpg
Художник совершенно не был озабочен
подписями и проставлением дат
 на холстах.Караваджо. Вакх. Ок. 1596.
 галерея Уффици, Флоренция
Микеланджело Меризи да Караваджо, более известный миллионам почитателей как просто Караваджо, озаривший итальянскую и мировую культуру немыслимым для его времени земным проникновением плоти в евангельские сюжеты, вот уже несколько веков не дает покоя исследователям и неисчислимой армии поклонников прекрасного. Причем не только своими невероятными, могучими и все равно загадочными полотнами, но и легендой невероятной судьбы.

Неистовый бунтарь, человек, лишавший жизни других, не признававший никакой власти над собой, он продолжает задавать вопросы всем, кто серьезно изучает его наследие. К примеру, Караваджо не оставил никаких рисунков после себя, что более чем странно для итальянского мастера. Также мы не знаем ни одного его произведения, созданного до приезда в Рим в 1596 году. А художнику тогда было уже двадцать пять. И, конечно, все время висит дамоклов меч неправильного определения авторства некоторых его картин. Так всегда бывает с гениями.

Одним из самых известных и авторитетных специалистов по атрибуции живописи эпохи барокко является искусствовед Виктория Маркова. Именно она стала организатором экспозиции «Рим во времена Караваджо», прошедшей в римском Палаццо Венеция (дворец Венеции) два года назад. Да что там говорить, сотни произведений мастеров итальянской живописи XIV–XVIII веков благодаря атрибуции Марковой обрели свое авторство. Среди них произведения Тициана, Джорджо Вазари, Луки Джордано и многих других. И, конечно, нельзя не отметить, что именно Виктория Маркова разработала для ГМИИ им. Пушкина проект современной экспозиции итальянской живописи VIII–XVIII веков.

32-15-11250.jpg
Виктория Маркова. Караваджо
и другие. Проблемы итальянской
живописи эпохи барокко. – М.:
Искусство – ХХI век, 2023. –
376 с.
«В книгу вошли тексты самых разных лет, порой их разделяет даже несколько десятилетий, и, таким образом, они отражают не только личную судьбу автора, но и в известной мере общие процессы эволюции науки об искусстве. Под одной обложкой оказалась самая ранняя работа о творчестве Гверчино и последняя, посвященная Караваджо и Аннибале Карраччи. Их разделяет почти пятьдесят лет», – предваряет книгу исследовательница.

Действительно, мы погружаемся в удивительно манящий мир наследия итальянских мастеров. Главы, посвященные караваджистам, к примеру Джовани Бальони и Гвидо Рени, сменяются рассказом о мастерских, таких как знаменитая Академия братьев Карраччи в Болонье. Мастер атрибуции, Маркова рассказывает о проблемах, связанных с определением авторства Караваджо, поскольку художник совершенно не был озабочен подписями и проставлением дат на холстах. Также интересно читается глава, посвященная шедевру Аннибале Карраччи «Крещение Христа» из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева.

Маркова распахивает двери в мир удивительной красоты искусствоведческого поиска. Уверен, многие имена художников эпохи барокко, чьи работы представлены в этой книге, станут настоящим открытием для широкого круга читателей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Милена Фаустова

В Ватикане выставлена раннехристианская реликвия

0
6268
Трампу ищут друзей в Европе

Трампу ищут друзей в Европе

Геннадий Петров

Данила Моисеев

Орбан и Мелони оспаривают друг у друга право стать ключевыми союзниками избранного президента США в ЕС

0
2009
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
3051
В прозрачной тунике и босиком. От первого па до смертельного фуэте Айседоры Дункан

В прозрачной тунике и босиком. От первого па до смертельного фуэте Айседоры Дункан

Геннадий Гутман

0
6590

Другие новости