0
6267
Газета Non-fiction Печатная версия

30.08.2023 20:30:00

На встречу с Голиафом

Политические элиты европейского предместья

Анастасия Дудько

Об авторе: Анастасия Дмитриевна Дудько – кандидат исторических наук.

Тэги: политика, европа, вацлав гавел, элита


политика, европа, вацлав гавел, элита Вацлава Гавела уже с 1998 года упоминали с почтением, но без особого внимания. Фото Reuters

Более ста лет тому назад английский политолог Хэлфорд Маккиндер выпустил одну из своих книг о Хартленде (в переводе на русский – «сердцевина», «срединная земля») – «Демократические идеалы и реальность» (1919); один из авторов и редакторов рецензируемой здесь книги отмечал, почему своеобразным Хартлендом тот считал собственно Центральную Европу (ЦЕ). Может, точнее было бы именовать этот регион предместьем, каковым оно было до 1991 года для СССР, а после стало таковым для НАТО. Своеобразно в этом плане трансформировались и политические элиты этого региона: предместье оборонительное для России стало для нее наступательным против нее. Это крайне общее предуведомление к рассмотрению фундаментального труда о новой элите в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (ЦЮВЕ) в конце XX – начале XXI вв.; не будем особо всматриваться в различия между двумя терминами, заметим лишь, что в ракурсе геополитическом предпочтительное все же говорить о Европе Центральной.

Книга «Новая элита в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: политические портреты. Конец XX – начало XXI вв.» вышла из печати в конце 2022 года, когда властные позиции контролировала элита, которую уместно назвать постновой. У большинства же представителей описываемой в книге элиты в течение почти четверти века укреплялись установки на антисоветизм, который перетекал в русофобство – и авторы решали сложнейшие задачи их репрезентации носителей таких установок. Ибо, с одной стороны, им (в основном сотрудникам Отдела современной истории Института славяноведения РАН) нельзя было отходить от стандартов академизма в анализе становления этой новой элиты, а с другой – трудно было удержаться от оценочных суждений: заявления и действия ряда представителей этой элиты едва ли не гибельны для перспектив сотрудничества бывших членов социалистического содружества.

В книге даны портреты 24 деятелей трансформировавшихся стран Центральной (9) и Юго-Восточной (15) Европы. Они – как говорится – на слуху, а действующие – и на виду. При этом политики не при власти на власть все же воздействуют даже из мира иного. Она открывается портретом премьер-министра Йожефа Анталла – первого избранного демократически главы правительства Венгрии. Историк по профессии, он вовлекся в политику в тяжелые для страны времена и не столь ярко блистал как, скажем, Вацлав Гавел или Желю Желев, но мыслил и чувствовал очень глубоко. Государственный суверенитет Венгрии благодаря ему стал осмысленным и трудно колеблемым; он не делал фетиша из «возвращения в Европу», как оказалось, с не очень комфортным конечным пунктом – удушающими брюссельскими кружевами бюрократических рекомендаций и запретов. Касательно Виктора Орбана приведем всего одну цитату из главы: «Отправляясь недавно на очередной саммит ЕС, венгерский премьер то ли в шутку, то ли всерьез заявил, что уезжает на встречу с Голиафом... Судя по всему, борьба будет долгой».

31-13-11250.jpg
Новая элита в странах
Центральной и Юго-Восточной
Европы: политические портреты.
Конец XX – начало XXI вв. /
Отв. ред. К.В. Никифоров. – М.:
Институт славяноведения РАН;
СПб.: Нестор-История, 2022. –
584 с. (Центральная
и Юго-Восточная Европа
в XX–XXI вв.: исследования
и документы. Вып. 3).
Ярослав Качиньский до июня 2022 года был всего лишь вице-премьером Польши и председателем Комитета по национальной безопасности и обороне, ровно через год он вернул себе пост вице-премьера. Серый кардинал правительства и герольд «крестового похода» против России; лидер партии «Право и Справедливость» (ПиС), который трактует первое как орудие удержания власти, не останавливаясь перед манипуляциями, а вторую как достояние только лишь католицизма. Он надеется на очередную победу в «польско-польской» войне в ходе грядущих осенью 2023 года парламентских выборов партии премьер-министра и ультрарусофоба Матеуша Моравецкого (или его «достойного» преемника). Дональду Туску, создателю партии «Гражданская платформа» (ГП), премьеру Польши в течение целых семи лет – в 2007–2014 годах, а в 2014–2019 годах – председателю в ЕС предписывается поражение. Но, как отмечено в книге, характер Туска не менее тверд, чем характер Качиньского, а его партия всего на несколько градусов менее русофобская, чем бурлящая до неистовства ПиС; она упорно противостоит атакам властей, СМИ и клира, являясь центром притяжения оппозиционных сил в Польше.

Почти три десятилетия Чешскую Республику возглавляли всего три президента. Правда, Вацлава Гавела уже с 1998 года, а тем более с 2003-го упоминали с почтением, но без особого внимания: ничего нового о стране он сказать не мог, а варианты его антисоветизма и русофобии уже начинали приедаться. Вацлав Клаус остается активным и в свой постпрезидентский период, будучи носителем идей евроскептицизма. И если для Гавела в 2004 году «возвращение в Европу» (членство в ЕС) выступало как вхождение в аналог рая, то для Клауса оно – вступление на поле сражения за экономические интересы Чехии и ее национально-культурную идентичность. Относительно Милоша Земана, политика, именовавшегося его оппонентами «кремлефилом», автор главы и ранее не обольщался. Хотя тот особо не церемонился с политиками американскими – достаточно вспомнить его оценки позиции посла США, не «благословлявшего» его визит в Москву в связи с празднованием 75-летия Победы – его антипутинские эскапады подорвали мифы о присущем ему «кремлефильстве». Однако надо иметь в виду, что Земан по профессии прогнозист с высоким уровнем компетентности и Россию он держал (и держит) в поле зрения на заметных дистанциях от русофобства в любых проявлениях. Чего не скажешь о его преемнике Петре Павеле – «военной косточке», бывшем высоком функционере НАТО.

В 1997 году болгары отказали в доверии Желю Желеву, и он удивительным образом обвинил в этом те структуры, за внедрение которых в своей стране яростно сражался: парламентская демократия в Болгарии показала-де свою несостоятельность. Ему досталась миссия довершать лишь идеологические сражения с коммунизмом – с Желевым как политиком мало кто считался, хотя умер он во славе и был похоронен с национальными почестями. А вот второй политик Болгарии Александр Луканов был застрелен 2 октября 1996 года, убийство до сих пор не раскрыто. Живковец, он как раз и стал организатором свержения с властных позиций Тодора Живкова. Но даже убийство не очистило образ Луканова: «И по сей день его обвиняют в том, что он начал скрытую приватизацию государственной собственности в пользу приближенных «красных» деятелей, что привело к появлению нуворишей». Именно при его правлении началось восстановление капитализма в Болгарии, бенефициарами которого стали люди, связанные с эшелонами власти – ненадежные союзники человека с социалистическими убеждениями, вынужденного проводить прокапиталистическую политику.

Политиков-сербов больше всего – пять. В описаниях их судеб – как в призме – просматриваются сложнейшие изгибы путей современной Европы и место в ней народа-страдальца. Могли бы его представители – как польские политики в XIX веке – представить сербов в образе некоего мученического Христа. Но не делают этого – не тот менталитет, да и Запад не только не понимает этого, но и стигматизирует этот народ за «непослушание» то НАТО, то ЕС.

Выделим Зорана Джинджича – интеллектуала, претендующего на лавры сербского Желева или Гавела с их стремлением очернить предшествующие периоды истории своих стран. Он, как и Луканов, стал жертвой покушения, но и сданный им Гаагскому трибуналу и умерший там в тюрьме Слободан Милошевич – тоже жертва своеобразного теракта. И их противостояние нужно помнить, концентрируя внимание на сегодняшнем лидере Сербии Александаре Вучиче, политике на фоне элиты предместья кажущемся едва ли не русофилом.

Итак, книга содержит портреты представителей политической элиты европейского предместья – и до февраля 2022 года настроенной по-русофобски вопреки глубинным интересам граждан своих стран, в создании или возрождении которых РСФСР в начале их истории, в спасении их государственности Советским Союзом в годы Второй мировой войны, а РФ в ее обновлении так или иначе да участвовала. Таковы парадоксы истории данной элиты, взявшей на себя функцию воителя враждебного предместья по отношению к России.

Остается добавить, что вслед за выходом данной книги определяется запрос на новую – уже о постновой элите в странах региона, занявшей предельно агрессивные в отношении России позиции в указанном предместье.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Год Змеи может стать для Африки годом голода

Год Змеи может стать для Африки годом голода

Данила Моисеев

ООН опасается, что низкая эффективность гуманитарных миссий на континенте приведет к катастрофе

0
1345
Иран и новые власти Сирии балансируют на грани конфликта

Иран и новые власти Сирии балансируют на грани конфликта

Геннадий Петров

Тегеран и Дамаск теперь не союзники, но еще не враги

0
1555
Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Ольга Соловьева

Китай взял противоположный России экономический курс

0
1734
«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

Анастасия Коскелло

Политики и чиновники рассуждают о причинах кризиса в отношениях с Москвой

0
2861

Другие новости