0
5071
Газета Non-fiction Печатная версия

31.05.2023 20:30:00

Неужели злобы на земле стало больше?

Поэты первыми слышат раскаты будущего и гибнут у стены роковых времен

Тэги: поэзия, философия, даниил андреев, сталинизм, библия, война, пушкин, тютчев, ростопчина, александр блок, мандельштам, маяковский, бунин


13-3-1-t.jpg
Вариантов взаимоотношений поэта
с метафорической стеной
чрезвычайно много.
Фото Андрея Щербака-Жукова
Книга Бориса Романова, поэта, эссеиста, автора биографий Евдокии Ростопчиной и Даниила Андреева, автора «НГ-EL» (см. его эссе здесь) сродни путевым заметкам с одним лишь уточнением: путь – это жизнь, протяженный временной период от юных лет до наших тревожных дней. Всемирная история дает сухую канву процесса. Избирательная память человека хранит детали, фиксирует конкретные моменты, имеющие устойчивый эмоциональный оттенок. Память насыщает канву.

Название книги – «Поэт и Стена» – волнует неоднозначностью. Вариантов взаимоотношений поэта с метафорической стеной чрезвычайно много, но Романов все же дает подсказку, сообщает, что здесь собраны наброски, припоминания, заметки, некоторые из них впервые печатались в «НГ-EL». Их более сотни, включая несколько обстоятельных литературных исследований. Уже с первых страниц обращает на себя внимание позиция автора, который не навязывает свое мнение, а как бы отступает в сторону, предоставляя читателю право самому решать, что думать, как понимать. В череде записей нет определенного смыслового или хронологического порядка, они намеренно не связаны единой схемой, чтобы каждый эпизод воспринимался индивидуально.

В книге четыре раздела. Первый, «У стен второго рая», представляет галерею самых разных людей: соседи и соученики, попутчики и прохожие, случайные знакомые и давние друзья. Всяк живет как умеет, и налицо грустный вывод: много печального, несправедливого, все беззащитны перед жестокой реальностью. Вдруг поражает, как спокойно мы живем посреди всего этого несовершенства. Как старательно не замечаем. Перешагиваем. Отворачиваемся. Абстрагируемся. В этюде «Зябкое утро» ставится вопрос: «Где милостивая Святая Русь? Сегодня же, зябким осенним утром кончающегося тысячелетия, сообщили, что людей на земле стало шесть миллиардов. Неужели и злобы на земле стало больше?» В грустной книге особенно ценны те редкие эпизоды, где говорится о доброте, бескорыстии, например о плотнике Леше: «Я часто встречал добрых людей, но таких больше никогда». И далее: «И разве можно быть таким добрым без Бога в душе?»

Второй раздел дал название всей книге. Его герои из литературного круга. Упоминается множество имен, прежде всего поэтов: Николай Тихонов и Михаил Дудин, Александр Коваленков и Василий Субботин, Наталья Астафьева и Владимир Микушевич, Станислав Лесневский и многие-многие другие, и за каждым именем живой эпизод. Особое место занимают этюды о Данииле Андрееве, что неслучайно: Борис Романов многие годы изучал и издавал его наследие. К воспоминаниям о современниках, о моментах, иногда нелепых, иногда трагичных, но почти всегда символичных, о знакомствах и прощаниях автор книги относится с той же ответственностью. Но все же что это за стена, перед которой стоит поэт? Стена, особенно крепкая и высокая, для чего-то служит, и уж точно не для того, чтобы на ней писали стихи или рисовали, хотя ее часто используют именно в этих целях. Стена – и преграда, и защита. Стена – это времена, в которых живут люди. Небольшой рассказ с тем же названием объясняет, что речь идет о сталинской стене, на которой вывешивали лозунги, у которой расстреливали. В том числе и поэтов. Борис Романов рассказывает, что у Николая Тихонова в воспоминаниях есть эпизод, как в мае 1941-го в писательском кругу они в шутку гадали по книгам и, раскрыв наудачу Библию, попали на Иезекииль, глава 13, стихи 10 и 11, где говорится о стене, которая «…упадет. Пойдет проливной дождь, и вы, каменные градины, падете, и бурный ветер разорвет ее». Поэты разошлись, удрученные, а вскоре началась война.

13-3-2-t.jpg
Борис Романов.
Поэт и Стена: Наброски.
Припоминания. Заметки
– М.: Буки Веди, 2022.
– 316 с.
«Зеленый домик» – третий раздел книги, касается взаимоотношений людей с природой, с братьями меньшими – кошками, собаками, птицами. Как-то само собой становится понятно, что в рассказах о людях акцент делается на диалогах, чертах лица и характера, важен перечень трудов, оценка поступков. В рассказах о животных важно одно: как они, слабые и зависимые, выживают рядом с нами. Даже счастливые судьбы вызывают трепет, что говорить о несчастливых.

Подобно кусочкам мозаичной смальты разного оттенка, разного размера, зарисовки трех разделов книги составляют крупномасштабную картину. Складывается портрет эпохи и народа, не положительный, не отрицательный, а такой, который очерчивается загадочным понятием «мой народ». Также Веничка Ерофеев, хоть и камуфлируя любовь ерничеством, использовал это коротенькое местоимение для подтверждения причастности к неисчислимому человеческому сообществу, «народу моей страны», которое трудно описать, потому что каждое его проявление одновременно и уникально, и всеобще.

Четвертый и последний раздел, «Гибель поэтов», составляет половину книги, здесь глубоко и всесторонне анализируются факты творческих биографий Пушкина, Тютчева, Ростопчиной, Блока, Мандельштама, Маяковского, Хомякова, Бунина, упоминаются многие известные имена. «Петербургская повесть», «Меж камней и терний», «Неразгаданный Тютчев», «Тютчев и графиня Ростопчина (Заметки на полях)», «В дни злобы и страданья», «Летящий в бездну Рим (Миф о Катилине Александра Блока)», «Тоска по Мандельштаму», «Не верили (О двух стихотворениях)». Название раздела – «Гибель поэтов» опять возвращает к стене, которая не случайна и существовала всегда, только меняла свою окраску и лозунги. А русские поэты неизменно первыми слышали раскаты будущего, откликались на них и нередко гибли у стены роковых времен.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
2330
Массовый и элитарный

Массовый и элитарный

Андрей Мартынов

Разговоры в Аиде Томаса Элиота

0
2009
Дух не терпит пустоты

Дух не терпит пустоты

Надежда Ажгихина

Самые острые вопросы Виктория Полищук обнажает с афористичной простотой

0
1254
Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
1362

Другие новости