Не бывает цивилизованных разводов, лишь разводы дикие. Микеланджело Меризи да Караваджо. Юдифь и Олоферн. 1599. Национальная галерея cтаринного иcкуccтва, Рим
Очередная книга из серии «Культура повседневности» вышла по-настоящему захватывающей. Сабин Мельхиор-Бонне, специалист по истории эмоций, описывает романы и расставания всевозможных замечательных людей начиная с XII века. Нужно сказать, что повествование получается увлекательным, автор не нагружает читателя терминологией, а интересно рассказывает каждую историю любви. Конечно, нельзя не отметить заслуги переводчицы этой книги Ольги Панайотти и редактора серии Льва Оборина. Будущим читателям настоятельно рекомендую ознакомиться с комментариями редактора. Дело в том, что некоторые ошибки Мельхиор-Бонне все же допустила. Например, рассказывая о конфликте Пушкина с Дантесом и Геккерном, автор приводит следующую цитату из письма Александра Сергеевича барону: «Я хочу, чтобы вы дали себе труд самому найти основания, которые были бы достаточны, чтобы побудить меня не плюнуть вам в лицо». Однако эта фраза в само письмо не попала, оставшись в черновике, о чем и сообщает редактор. Вот и получается, что концовка письма не столь непоправима, как об этом пишет автор. И таких моментов в книге несколько. Так что читайте комментарии!
Что касается модели повествования, то Мельхиор-Бонне выбирает хронологический порядок, сопровождая каждую подборку историй предуведомлением, рассказывая об особенностях той или иной эпохи, позволяющих понять отношение людей того времени к любви, брачным союзам и, конечно же, разводам (в одной из глав автор иронично замечает: «Дело в том, что не бывает цивилизованных разводов, лишь разводы дикие»). Сами истории написаны динамично, с большим количеством интересных фактов и цитат как из писем влюбленных, так и из художественных произведений. Стоит отметить, что симпатию в большинстве глав вызывают не мужчины, а женщины. Начиная с истории Элоизы и Абеляра автор показывает мужской эгоизм, жертвой которого становится героиня. Конечно, со временем у женщин появляется больше прав, но даже такой буйной либертинке, как Сидония де Курсель, сочувствуешь как-то больше, чем либертину Джеймсу Босуэллу. И хотя их взбалмошные романы и расставания вполне сопоставимы, на долю Сидонии явно выпало больше неприятностей и настоящих мучений. Кстати, раз уж пошел разговор о либертинах, подчеркну, что перед нами серьезное исследование и, несмотря на обилие художественных элементов в тексте, не стоит рассчитывать на какие-то подробности эротического плана. Книга не об этом, она о вспышке и об угасании отношений, автор подошла к каждой истории со вкусом и тактом.
Сабин Мельхиор-Бонне. Оборотная сторона любви. История расставаний / Пер. с фр. Ольги Панайотти. – М.: Новое литературное обозрение, 2023. – 440 с. (Культура повседневности). |
Конечно же, особый интерес у российского читателя вызовут главы, посвященные Екатерине II и Александру Пушкину. Я бы не сказал, что из них знатоки биографий императрицы и поэта узнают что-то новое, но в любом случае обе истории написаны увлекательно, со знанием фактов. Да и приятно, что наши соотечественники попали в этот ряд, пусть и печальный.
Есть здесь и недавние, хорошо знакомые многим сюжеты: про Симону де Бовуар и Нельсона Олгрена, про «народную принцессу» Диану, а завершает книгу автор историей любви Катрин Поцци и Поля Валери. Последняя часть и заключение особенно интересны: в них Мельхиор-Бонне анализирует особенности нынешних отношений, когда в дело вмешались социальные сети, сайты знакомств и всевозможные приложения. «Неужели любовь, этот величайший миф западного мира, гибнет?» – задается вопросом автор, вскоре отвечая на него следующим образом: «Технический прогресс ХХI века, возможно, создает новый гуманизм, открывая небывалый доступ к встречам и давая возможность свободно и конструктивно высказываться. Количество разводов, напротив, говорит о живучести веры в существование в паре и о надежде на длительность этого существования – при условии, что любящим людям удастся достучаться до внутреннего мира друг друга и между ними возникнет настоящая близость».
От одного своего знакомого я как-то слышал точку зрения, что определить качество книги можно быстро, первым делом прочитав финал. А потом уже переходить к началу. Финал книги Сабин Мельхиор-Бонне, по-моему, весьма убедителен, поэтому не теряйте времени и переходите к началу.
Саратов
комментарии(0)