Андрей Капица после защиты докторской диссертации, 1968 год. Фото из книги
«Бороться и искать, найти и не сдаваться» – заключительные строки из стихотворения поэта Альфреда Теннисона «Улисс» стали девизом героев книги Вениамина Каверина «Два капитана». Стали девизом поколения… Удивительные кунштюки проделывает с людьми судьба. Мальчик Андрюша вполне себе мог стать избалованным петиметром (В русской литературе XVIII века сатирический образ молодого француза-щеголя, франта, вертопраха, а также русского молодого дворянина, рабски копирующего этот французский образец в модах, манере поведения и т.д. – «НГ-EL»).
Андрей Капица, которому суждено было стать выдающимся географом и геоморфологом, появился на свет в Англии, которая уже перестала быть старой и доброй, хотя и сохранила консерватизм, почитая в числе человеческих добродетелей изрядно патриархальных черт. «На разрозненных печатных страничках Андрей Петрович напишет про свой переезд в СССР: «Мы практически не говорили по-русски, сидели на комоде в коридоре и швыряли в проходящих дровами».
Что же случилось, по воле каких причин и приводных механизмов судьбы он стал таким, какой он есть? Ответ в биографии, герой книги ее достойно прожил, а мы, как герои «Двух капитанов», идем вослед.
Обе книги фундаментальные. Одна представляет серию «ЖЗЛ», знаменитую советскую серию, продолженную в постсоветскую явь. Другая – ее расширенная версия. См. репортаж с презентации в «НГ-EL» от 23.03.23.
Исследование разворачивается различными планами жизни ученого, вбирая в себя полноту жизни, посвященной мысли: жизни, настоянной на растворе поиска, вечного дерзновения и пульсирующей неуспокоенностью; всем тем замечательным, что энергией своей двигает вперед человечество.
Михаил Слипенчук и Алексей Щербаков – ученики Андрея Капицы и выпускники геофака МГУ. Вдвойне интересно, как ученые используют возможность художественной речи, словно добиваясь синтеза противоположного, казалось бы: науки и искусства. Удивительное дело, но книга о большом ученом именно художественная, она погружает нас в упоительный мир основательной жизни сразу же – с первых деталей, с внушительных подробностей:
«Регистратор подрайона Кембридж графства Кембридж, эсквайр Артур Леверингтон надвинул на нос очки, отвинтил колпачок с вечного пера и аккуратным, с красивыми виньетками почерком вывел в книге регистраций: Andrey Kapitsa, 9 July 1931». Так начинается судьба, а с этого начинается Родина, как пелось в песне? Для каждого, кто захочет стать географом, и персонально для Андрея Капицы?
История и жизнь туго сплетаются в плавном повествовании: подробности, словно пропитывающие живою плазмой оное, колоритны, и бытие, переплетаемое с бытом, получает живой и пестрый окрас. Родословие Андрея Капицы богато: сын знаменитого физика Петра Капицы, внук математика и механика Алексея Крылова и внучатый племянник французского биохимика Виктора Арни. Он словно фактом подобного генетического богатства был светло обречен стать ученым, пусть мальчик, родившийся в Кембридже, связанном с образовательным и научным центром, и не предполагал, какая именно наука завладеет его жизнью.
Михаил Слипенчук, Алексей Щербаков. Андрей Капица: Колумб ХХ века.– Молодая гвардия, 2023. – 400 с. (Жизнь замечательных людей). |
Андрей Петрович 1931 года рождения. Читая книгу, словно погружаешься в собственные семейные воспоминания, разбирая старую жестяную коробку из-под печенья или альбом с пожелтевшими фотографиями. Кстати, внук Андрея Петровича обнаружил семейный архив в дедушкином кабинете на верхней полке. И вот мы теперь словно приоткрыли потайную дверцу в дорогое нам всем прошлое. Щемящее чувство! В книгах множество фотографий. Черно-белое кино прошлого!
Время не течет линейно, хотя именно такова иллюзия человека. Время переплетается с письмами, векторами воспоминаний, игрой иллюзий; оно покажет (сквозь творчество Слипенчука и Щербакова) английский дом с соответствующей спецификой; потом введет в мир лабораторий…
Вот торжественное открытие Мондовской лаборатории в Кембридже: модернистское здание среди старинной готики… Но важна суть – содержание оного здания, ибо история творится прежде всего в лабораториях…
А сама плоть истории предстанет в книге пышно: долгими, в частности, будут сомнения – возвращаться ли в Советскую Россию. Тем не менее оно, возвращение, состоится, и учиться Андрей Капица будет в МГУ на географическом факультете, хотя перед этим будет охарактеризована школьная его не особенно ладящаяся учеба, что логично: школьная программа загоняет в рамки, а человеку, связанному с творчеством мысли, они всегда тесны.
Переписка с мамой Андрея Петровича, Анной Алексеевной, и отцом его, Петром Леонидовичем, переписка отца с матерью покажут механизмы жизни Андрея Капицы более отчетливо, проявляя тон и интонацию периодов жизни, которые подвергаются исследованию в данный момент:
«Сережа еще не ходит в школу, он довольно нервный, но все-таки ничего. Андрей гораздо спокойнее, и гораздо лучше у него характер, хотя он несравненно упрямее Сережи».
Михаил Слипенчук, Алексей Щербаков. Колумб ХХ века.– Молодая гвардия, 2023. – 848 с. |
Пестрые детали быта вспыхивают на солнце конкретики, и разворачивается повествование об МГУ, геофаке, своеобразном ордене будущих ученых. Будущих и состоявшихся, преподающих.
О, тут целая ода славному факультету в недрах знаменитого университета, ода многокрасочная, переливающаяся теплыми оттенками и, разумеется, во многом продиктованная собственным опытом: как уже говорилось, авторы книги – выпускники геофака.
Жизнь Андрея Капицы развивается по принципу увеличения интенсивности содержания: оно делается гуще и гуще, плотнее, насыщается все большей энергией мысли.
Антарктида! Уже название, вспыхивающее огнями голубовато-гигантских льдов, завораживает, и экспедиция, снаряжаемая Советским Союзом, тут же привлекает внимание Андрея. «Когда я узнал, что Советский Союз снаряжает экспедицию в Антарктиду, я бросился в Главсевморпути, где эта экспедиция комплектовалась», – вспоминал Андрей Капица. Считая, что знает про Антарктиду мало, Капица ошибается: его познаний оказывается достаточно, чтобы стать участником экспедиции. Первой в его жизни. Всего их будет четыре, и труды по динамике и морфологии ледникового покрова Восточной Антарктиды выдвинут Капицу в число незаурядных, выдающихся географов, геоморфологов.
Он настроен на открытия: видимо, такая внутренняя вибрационная волна и позволяет ему совершить одно из последних географических открытий XX века, когда, казалось бы, земля изучена и открывать больше нечего. Нет, есть! И тайны земли не изведаны полностью, вероятно, никогда и не будут изведаны.
В середине 50-х годов Андрей Капица выдвигает смелую пионерскую гипотезу о существовании огромного подледного озера, располагающегося под станцией «Восток»… Она остается гипотезой долгое время, а находит свое подтверждение в 1996 году, оказывается, таким образом, верной, расширяя человеческое представление о могучей земле, уточняя знание человека о самом таинственном, величественном и суровом континенте.
«Колумб XX века» представит сияющие льдистые панорамы поистине с поэтическим дыханием: волнующие и необычные, вспыхивают они, являя ту меру прозаического искусства, что не оставляет сомнений в подлинности литературного дара авторов, творящих биографию замечательного ученого.
Главы подробны: именно такая летопись и требуется, чтобы плотнее показать дерзновение мысли, приводящее к открытиям, равно – жизнь в условиях, которые удается узнать мало кому.
«Что-то там в глубине» – так наименована одна из глав. Там оно – озеро, мерцающее чернотою вод; озеро, которое должно быть открыто, обозначено, проявлено в мире географического знания.
Капица участвовал в создании Атласа Антарктики – географического свода, дающего точное представление об устройстве этого участка земли. Он участвовал в работе истово и самозабвенно, и то, что увенчана она была Государственной премией СССР, вполне логично.
Экспедиции и путешествия – им, разумеется, посвящен большой текстовой пласт. Знание дела – детально. Научные пассажи, связанные с постижением рельефа земли и прочим, уместно разбавляются колоритными описаниями, чтобы читатель, никак не связанный с географией как наукой, не заскучал. Жизнь Андрея Капицы рассматривается объемно, полифонично строится и текст.
Андрей Петрович был мастер рассказывать, его повествования, интересно организованные, а иногда и с почти детективными сюжетами, приводятся в книге, придавая ей той живости, которая пронизана подлинностью бытийных лучений и которую не подделать, как ни старайся.
Капица возглавит географический факультет МГУ, административная жилка пульсирует в недрах его личности столь же активно, как и научная. Избранный членом-корреспондентом АН СССР, он продолжит разнообразную деятельность, в частности выступит инициатором создания во Владивостоке Тихоокеанского института географии ДВНЦ АН СССР, станет его первым директором.
Возраст возьмет свое, болезни будут прорезать тело, но ученый стоически относится к ним: он, живший для блага науки, а значит, и увеличивающий благо человечества, понимает, что главное сделано.
Юмор, присущий ученому, будет вспыхивать яркими, согревающими огоньками на протяжении всей книги, посвященной столь значительной жизни. А без юмора в нашей стране ничего и не было бы.
Двум авторам, работавшим слитно, словно взаимно обогащая друг друга, удалось прекрасно показать всю значительность объема жизни Андрея Капицы, они создали образ живой и трепетный, где-то нежный, бескорыстный… Образ – сияющий. И сияние, идущее от него, завораживает читателя, не давая оторваться от книги до конца, до финала – продленного в вечность…
комментарии(0)