0
4228
Газета Non-fiction Печатная версия

15.03.2023 20:30:00

Поезд на Обираловку

Прогулка по маршруту героев «Анны Карениной»

Тэги: краеведение, литература, лев толстой, пушкин, анна каренина, война и мир, скачки, зоопарк, тула, петербург, москва, венедикт ерофеев, москва петушки, самоубийство, любовь, железная дорога


краеведение, литература, лев толстой, пушкин, «анна каренина», «война и мир», скачки, зоопарк, тула, петербург, москва, венедикт ерофеев, «москва – петушки», самоубийство, любовь, железная дорога В образе Карениной Толстой воплотил черты реальных женщин. Кадр из фильма «Анна Каренина». 2012

Наступает важная для поклонников русской литературы дата – 150 лет со времени начала работы Льва Толстого над романом «Анна Каренина». Его первые страницы вышли из-под пера писателя в марте 1873 года. Работа над книгой продолжалась более четырех лет. Энтузиазм подчас сменялся сомнением. Были моменты, когда автор даже хотел забросить произведение (как перед этим он забросил романы о декабристах и Петре I). Но все же работа была доведена до конца. Вооружившись текстом Толстого и комментариями к нему, пройдемся по некоторым местам, связанным с романом.

Российская жизнь давала писателю обширный материал для прозы. «Реальные факты действительности входили в роман в преобразованной форме, подчиняясь творческой концепции Толстого», – писал один из исследователей. Это касается и героев, и сюжетной линии, и топографии. Предыстория романа началась на железнодорожной станции Ясенки (ныне Щекино) близ Тулы, где в 1872 году бросилась под поезд из-за несчастной любви экономка Анна Степановна Пирогова. Ее любовник, помещик Бибиков, был соседом Толстого по имению, они иногда вместе охотились. Узнав о гибели женщины, писатель отправился в Ясенки, видел в станционном здании анатомированное тело. «Впечатление было ужасное», – вспоминала его жена. Именно это происшествие подсказало Толстому способ самоубийства его героини. Ну а могилу Пироговой и сегодня можно увидеть на кладбище в селе Кочаки близ Ясной Поляны, напоминает литературовед Павел Басинский в книге «Подлинная история Анны Карениной».

Образ героини соткан из нескольких реальных женщин. От каждой Толстой взял какую-то деталь. Например, внешность Анны он позаимствовал у Марии Гартунг, дочери Пушкина. Толстой встретил ее в 1868 году на одном светском вечере в Туле. В то время он дописывал «Войну и мир» и весь был погружен в мысли об этом романе. Но спустя шесть лет вспомнил черты Марии Александровны, с которой успел тогда лишь коротко побеседовать, и передал их Карениной.

Первая дочь Пушкина в 1860 году вышла замуж за офицера лейб-гвардии Леонида Гартунга, управляющего императорскими конными заводами. Через 10 лет он стал генерал-майором. Лошади конюшен Гартунга, известные на весь мир, выступали на ипподромах Англии, Франции, Германии. Он владел имением в деревне Федяшево Тульской губернии. Здесь Мария Гартунг прожила с мужем 16 лет и еще некоторое время после его трагической гибели (он застрелился из-за обвинения в хищении денег, которое позже было опровергнуто судом).

В конце ХIХ века Мария Александровна продала имение и жила сначала в семье брата Александра, а в конце жизни – в Москве, в одном из арбатских переулков. Она скончалась в голодном 1919 году, пережив остальных детей Пушкина, и была похоронена на Донском кладбище. А усадьбу Федяшево, как и все остальные «дворянские гнезда», национализировали. В ней по окончании Гражданской войны разместился детский дом. За полвека старинные постройки, не знавшие капитального ремонта, заметно обветшали. В начале 1980-х усадьбу решили наконец отреставрировать, но тут грянула перестройка, и финансирование прекратилось. На протяжении трех десятилетий комплекс зданий постепенно разрушался, привлекая разве что любителей живописных руин. Лишь несколько лет назад началось восстановление усадьбы, где когда-то жила дочь Пушкина, так похожая на Анну Каренину.

Как забыть сцену скачек – одну из ключевых в романе? Все детали здесь выписаны чрезвычайно реалистично, за одним исключением. Как сообщает в своей книге Павел Басинский, маловероятно, чтобы седок мог сломать спину кобыле. Эта трагическая деталь понадобилась Толстому как своего рода предвестие гибели Анны. Но падений и травм действительно случалось много: специально подготовленных лошадей для нового вида состязаний в России еще не было. Кстати, сам Толстой никогда не посещал скачки в Красном Селе близ Петербурга – о них ему рассказывал один из знакомых. Нам же об этой местности расскажет краевед Вячеслав Пежемский, автор книги «Красное Село. Страницы истории»: «На восточном берегу Дудергофки, за Павловской слободой, традиционно стояла кавалерия. Здесь находился Особый кавалерийский лагерь для легкой гвардейской дивизии. На этой территории стали проводить соревнования для гвардейских офицеров. В 1857 г. великий князь Николай Николаевич, бывший в то время инспектором кавалерии, издал приказ об учреждении в Красном Селе скачек для офицеров всей кавалерии и для конной артиллерии.

Для состязания военных кавалеристов соорудили большой скаковой круг эллиптической формы, а также построили деревянные трибуны для зрителей, царский павильон, судейскую беседку, конюшни для содержания лошадей. Ипподром строился по проекту Андрея Штакеншнейдера. Офицерские скачки проводились один раз в году в присутствии императора. День и час состязаний назначались заранее императором лично. Отличительной особенностью Красносельских офицерских скачек было отсутствие ставок и тотализатора».

Добавим, что офицерские скачки проводились здесь до начала Первой мировой войны А в 20-е годы в Красном Селе базировались кавалерийские курсы, где среди прочих учились будущие маршалы Жуков и Рокоссовский.

Еще одна незабываемая сцена романа – разговор Левина и Кити на катке. Для некоторых экранизаций второй половины ХХ века этот эпизод снимали у стен Новодевичьего монастыря, где сохранилась архитектурная старина. Но у Толстого ясно обозначена иная локация: «В четыре часа, чувствуя свое бьющееся сердце, Левин слез с извозчика у Зоологического сада и пошел дорожкой к горам и катку, наверное, зная, что найдет ее там, потому что видел карету Щербацких у подъезда». Об истории этой местности можно прочесть в трудах москвоведа Петра Сытина. В 1806 году, сообщает он, начальник строительства Кремля граф Валуев устроил на Пресненских прудах гулянье для московской знати. Топкие берега искусно были превращены в прекрасный сад. На большом пруду были к услугам желающих кататься нарядные катера. Позже здесь построили театр (выступавшая в нем певица Кадмина послужила прототипом героини повести Тургенева «Клара Милич»). В 1864 году Русское императорское общество акклиматизации животных и растений устроило вокруг первого Пресненского пруда зоологический сад, нынешний зоопарк. Зимой на льду устраивался великосветский каток – идеальное место для нечаянных свиданий и признаний. Пруд на территории зоопарка существует и сегодня, но окружающий его ландшафт за полтора века решительно изменился.

И снова вернемся на железную дорогу. На нее, можно сказать, нанизан весь сюжет романа. Впервые Анну читатель встречает в вагоне поезда на Николаевском (ныне Ленинградском) вокзале, а погибает она на станции Обираловка Нижегородской дороги. Сегодня это станция Железнодорожная Горьковского направления в 10 километрах от МКАДа; ее, конечно же, проезжал на электричке и герой поэмы Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки». А вот здания Нижегородского вокзала, с которого Анна отправилась в свой последний путь, уже давно не существует. Он находился за Покровской (ныне Абельмановской) заставой, на Рогожском валу. Это был второй железнодорожный вокзал в Москве после Николаевского, но выполнял он пассажирскую функцию всего 35 лет. Горожане считали его неудобным, удаленным от центра, да и архитектурными достоинствами наспех построенное здание не блистало. После того как в 1896 году у Садового кольца открылся просторный Курский вокзал, старый Нижегородский превратили в товарную станцию, а через шесть десятилетий снесли. При Хрущеве на месте вокзала и подъездных путей построили квартал жилых домов, и сегодня даже заядлые краеведы не могут отыскать здесь ничего, что напоминало бы об эпохе Анны Карениной.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Софья Багдасарова: «Скабрезности не смутят аудиторию, знакомую с ренессансной светской литературой»

Софья Багдасарова: «Скабрезности не смутят аудиторию, знакомую с ренессансной светской литературой»

Дарья Курдюкова

Искусствовед, критик, блогер и куратор рассказала «НГ» о «Фениксах и сфинксах» и немного о сказках

0
983
Брунгильда по имени Ингрид

Брунгильда по имени Ингрид

Саша Кругосветов

Реплика по мотивам рассказов Борхеса

0
2051
Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
2644
У нас

У нас

0
2040

Другие новости