В образе Карениной Толстой воплотил черты реальных женщин. Кадр из фильма «Анна Каренина». 2012
Наступает важная для поклонников русской литературы дата – 150 лет со времени начала работы Льва Толстого над романом «Анна Каренина». Его первые страницы вышли из-под пера писателя в марте 1873 года. Работа над книгой продолжалась более четырех лет. Энтузиазм подчас сменялся сомнением. Были моменты, когда автор даже хотел забросить произведение (как перед этим он забросил романы о декабристах и Петре I). Но все же работа была доведена до конца. Вооружившись текстом Толстого и комментариями к нему, пройдемся по некоторым местам, связанным с романом.
Российская жизнь давала писателю обширный материал для прозы. «Реальные факты действительности входили в роман в преобразованной форме, подчиняясь творческой концепции Толстого», – писал один из исследователей. Это касается и героев, и сюжетной линии, и топографии. Предыстория романа началась на железнодорожной станции Ясенки (ныне Щекино) близ Тулы, где в 1872 году бросилась под поезд из-за несчастной любви экономка Анна Степановна Пирогова. Ее любовник, помещик Бибиков, был соседом Толстого по имению, они иногда вместе охотились. Узнав о гибели женщины, писатель отправился в Ясенки, видел в станционном здании анатомированное тело. «Впечатление было ужасное», – вспоминала его жена. Именно это происшествие подсказало Толстому способ самоубийства его героини. Ну а могилу Пироговой и сегодня можно увидеть на кладбище в селе Кочаки близ Ясной Поляны, напоминает литературовед Павел Басинский в книге «Подлинная история Анны Карениной».
Образ героини соткан из нескольких реальных женщин. От каждой Толстой взял какую-то деталь. Например, внешность Анны он позаимствовал у Марии Гартунг, дочери Пушкина. Толстой встретил ее в 1868 году на одном светском вечере в Туле. В то время он дописывал «Войну и мир» и весь был погружен в мысли об этом романе. Но спустя шесть лет вспомнил черты Марии Александровны, с которой успел тогда лишь коротко побеседовать, и передал их Карениной.
Первая дочь Пушкина в 1860 году вышла замуж за офицера лейб-гвардии Леонида Гартунга, управляющего императорскими конными заводами. Через 10 лет он стал генерал-майором. Лошади конюшен Гартунга, известные на весь мир, выступали на ипподромах Англии, Франции, Германии. Он владел имением в деревне Федяшево Тульской губернии. Здесь Мария Гартунг прожила с мужем 16 лет и еще некоторое время после его трагической гибели (он застрелился из-за обвинения в хищении денег, которое позже было опровергнуто судом).
В конце ХIХ века Мария Александровна продала имение и жила сначала в семье брата Александра, а в конце жизни – в Москве, в одном из арбатских переулков. Она скончалась в голодном 1919 году, пережив остальных детей Пушкина, и была похоронена на Донском кладбище. А усадьбу Федяшево, как и все остальные «дворянские гнезда», национализировали. В ней по окончании Гражданской войны разместился детский дом. За полвека старинные постройки, не знавшие капитального ремонта, заметно обветшали. В начале 1980-х усадьбу решили наконец отреставрировать, но тут грянула перестройка, и финансирование прекратилось. На протяжении трех десятилетий комплекс зданий постепенно разрушался, привлекая разве что любителей живописных руин. Лишь несколько лет назад началось восстановление усадьбы, где когда-то жила дочь Пушкина, так похожая на Анну Каренину.
Как забыть сцену скачек – одну из ключевых в романе? Все детали здесь выписаны чрезвычайно реалистично, за одним исключением. Как сообщает в своей книге Павел Басинский, маловероятно, чтобы седок мог сломать спину кобыле. Эта трагическая деталь понадобилась Толстому как своего рода предвестие гибели Анны. Но падений и травм действительно случалось много: специально подготовленных лошадей для нового вида состязаний в России еще не было. Кстати, сам Толстой никогда не посещал скачки в Красном Селе близ Петербурга – о них ему рассказывал один из знакомых. Нам же об этой местности расскажет краевед Вячеслав Пежемский, автор книги «Красное Село. Страницы истории»: «На восточном берегу Дудергофки, за Павловской слободой, традиционно стояла кавалерия. Здесь находился Особый кавалерийский лагерь для легкой гвардейской дивизии. На этой территории стали проводить соревнования для гвардейских офицеров. В 1857 г. великий князь Николай Николаевич, бывший в то время инспектором кавалерии, издал приказ об учреждении в Красном Селе скачек для офицеров всей кавалерии и для конной артиллерии.
Для состязания военных кавалеристов соорудили большой скаковой круг эллиптической формы, а также построили деревянные трибуны для зрителей, царский павильон, судейскую беседку, конюшни для содержания лошадей. Ипподром строился по проекту Андрея Штакеншнейдера. Офицерские скачки проводились один раз в году в присутствии императора. День и час состязаний назначались заранее императором лично. Отличительной особенностью Красносельских офицерских скачек было отсутствие ставок и тотализатора».
Добавим, что офицерские скачки проводились здесь до начала Первой мировой войны А в 20-е годы в Красном Селе базировались кавалерийские курсы, где среди прочих учились будущие маршалы Жуков и Рокоссовский.
Еще одна незабываемая сцена романа – разговор Левина и Кити на катке. Для некоторых экранизаций второй половины ХХ века этот эпизод снимали у стен Новодевичьего монастыря, где сохранилась архитектурная старина. Но у Толстого ясно обозначена иная локация: «В четыре часа, чувствуя свое бьющееся сердце, Левин слез с извозчика у Зоологического сада и пошел дорожкой к горам и катку, наверное, зная, что найдет ее там, потому что видел карету Щербацких у подъезда». Об истории этой местности можно прочесть в трудах москвоведа Петра Сытина. В 1806 году, сообщает он, начальник строительства Кремля граф Валуев устроил на Пресненских прудах гулянье для московской знати. Топкие берега искусно были превращены в прекрасный сад. На большом пруду были к услугам желающих кататься нарядные катера. Позже здесь построили театр (выступавшая в нем певица Кадмина послужила прототипом героини повести Тургенева «Клара Милич»). В 1864 году Русское императорское общество акклиматизации животных и растений устроило вокруг первого Пресненского пруда зоологический сад, нынешний зоопарк. Зимой на льду устраивался великосветский каток – идеальное место для нечаянных свиданий и признаний. Пруд на территории зоопарка существует и сегодня, но окружающий его ландшафт за полтора века решительно изменился.
И снова вернемся на железную дорогу. На нее, можно сказать, нанизан весь сюжет романа. Впервые Анну читатель встречает в вагоне поезда на Николаевском (ныне Ленинградском) вокзале, а погибает она на станции Обираловка Нижегородской дороги. Сегодня это станция Железнодорожная Горьковского направления в 10 километрах от МКАДа; ее, конечно же, проезжал на электричке и герой поэмы Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки». А вот здания Нижегородского вокзала, с которого Анна отправилась в свой последний путь, уже давно не существует. Он находился за Покровской (ныне Абельмановской) заставой, на Рогожском валу. Это был второй железнодорожный вокзал в Москве после Николаевского, но выполнял он пассажирскую функцию всего 35 лет. Горожане считали его неудобным, удаленным от центра, да и архитектурными достоинствами наспех построенное здание не блистало. После того как в 1896 году у Садового кольца открылся просторный Курский вокзал, старый Нижегородский превратили в товарную станцию, а через шесть десятилетий снесли. При Хрущеве на месте вокзала и подъездных путей построили квартал жилых домов, и сегодня даже заядлые краеведы не могут отыскать здесь ничего, что напоминало бы об эпохе Анны Карениной.
комментарии(0)