Государственная дума и революция: сборник научных трудов к 60-летию А.Б. Николаева / отв. ред. С.М. Ляндрес.– Рязань: П.А. Трибунский, 2022. – 284 с. |
Поэтому неудивительно, что значительную часть юбилейного сборника (в книгу также вошли статьи о жизни и научной деятельности Андрея Борисовича – доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой русской истории (XIX–XXI века) Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена) составили тексты, посвященные событиям февраля 17-го.
Интересна статья Семена Ляндреса (Индиана, США) о непростых взаимоотношениях спикера Государственной думы Михаила Родзянко и членов ее наиболее авторитетного межфракционного образования – Прогрессивного блока, объединившего представителей кадетов, октябристов и ряда других партий. Ученый в числе прочего отметил, что Родзянко имел свое, отличное от лидеров блока видение политической ситуации, которого и придерживался в том числе и при контактах с «прогрессистами». Последнее, как представляется, способствовало уничижительным оценкам Родзянко в мемуарной литературе думцев, видевших в председателе нижней палаты недалекого человека, которого они иначе как «самовар» и «барабан» не называли.
Вадим Мусаев (Санкт-Петербург) затронул проблемы реформирования правоохранительной системы, возникшие после крушения императорской власти. Создание в качестве замены института полиции милицейских органов окончилась неудачей, несмотря на то что идею поддерживали и Временное правительство, и Советы. Не было достигнуто необходимой централизации, а запрет принимать на службу чинов полиции обернулся низким профессиональным уровнем милиционеров, которые нередко вступали в конфликты с представителями новой власти. Лишь большевикам, которые обратились к опыту дореволюционной полиции, по мнению историка, удалось достичь успехов. Переиначив пародию на Осипа Мандельштама, можно сказать: «Человек родится, он же умирает,/ А полиция всегда нужна».
Павел Трибунский (Москва) рассмотрел, как политические процессы, вызванные революционными потрясениями, повлияли на деятельность экономики, а точнее, института кооперации. На примере биографии одного из лидеров отечественного кооперативного движения Александра Беркенгейма ученый показал, как талантливому экономисту, отошедшему от партийной деятельности (он одно время был эсером и даже подвергался репрессиям), вновь пришлось заняться политикой. Беркенгейм принимал участие в деятельности Государственного совещания, а также вошел в состав Предпарламента (совещательного органа при Временном правительстве). И если в конце весны его прогнозы выглядели довольно оптимистично (вчерашний социалист-революционер надеялся, что через пять лет в России будет построен социализм), то уже осенью, трезво оценив ситуацию, экономист потребовал материальных жертв от всех слоев населения.
Грустная книга, после которой вспоминаются слова Саши Черного, с усмешкой объяснившего в частном разговоре события революции: «Раньше видели прекрасные сны – а потом проснулись».
комментарии(0)