Образ литературного Дона Кихота неотделим от его изображения, сделанного Доре. Гюстав Доре. Иллюстрация к роману Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». 1863 |
Герои сборника – художники круга «Мир искусства» и эмигранты первой волны русского рассеяния, составившие масштабное эстетическое понятие «Серебряный век», поколение художников-шестидесятников, мастера советской детской иллюстрации, художники XXI века.
Первые две главы посвящены сотворчеству писателей и художников и рассказывают о художниках-иллюстраторах и их взаимодействии с текстом. О графике с «ювелирно четким, оригинальным, ярко индивидуальным рисунком» и изысканном шрифтовике Сергее Чехонине, о «короле русской иллюстрации в изгнании» Василии Масютине, о «русском Ван Гоге», «снайперском рисовальщике» эпатажном Анатолии Звереве. Рассказы о мастерах книжной графики, иллюстрировавших поэзию Лермонтова, Есенина, Бальмонта, прозу Горького, Грина, Гайдара, Шолохова, анализ разных концепций книжно-оформительского мастерства и взглядов на отношения текста и иллюстрации настраивают на особый лад: более внимательное отношение к книге.
Лола Звонарёва. Переступив порог мастерской: Сборник очерков и эссе.– М.: Союз писателей Москвы, Academia, 2022. – 376 с. |
Увлеченные сюжетом, мы, читатели, часто не уделяем должного внимания иллюстрациям. При этом персонажей любимых детских книг или литературных героев мы запоминаем благодаря в том числе и художникам-иллюстраторам, придумавшим яркие художественные образы: Винни Пуха и его друзей, Нильсона с дикими гусями, Буратино, Снежной королевы, Дон Кихота.
Особый интерес представляют статьи, посвященные художникам ХХI века. Петру Григорьеву и его религиозной живописи, которая помогает «приобщиться к божественной радости бытия», Екатерине Кудрявцевой и ее «портретам цветов», писателю и художнику из Беларуси Юрию Петкевичу, который «пытается достичь невозможного» в своем творчестве с евангельскими истоками, потомственному художнику Дмитрию Трубину и его полотнам, ведущим «философский диалог с вечностью о любви, о смерти, о сути бытия», художнику-философу Мише Ленну, открывающему в акварелях красоту окружающего мира, Татьяне Родиной, мифологизирующей старую Москву и «выступающей в защиту русско-европейского культурного кода» и многим-многим другим.
Глубокие искусствоведческие и литературоведческие знания Лолы Звонарёвой переплетаются с ее искренней заинтересованностью в каждом художнике как личности и мастере, с желанием понять суть его творчества, особенности художественного языка, мотивы и источники вдохновения, проникнуться его замыслом и мироощущением. Исследовательская серьезность и научный подход соединяются с редкой чуткостью к творческому человеку. Автор ведет разговор про искусство без пафоса и снобизма, которым нередко грешат знатоки, берущие на себя «миссию» комментировать искусство и «что хотел сказать художник», без заумных фраз и навешивания ярлыков, но с осознанием высокой задачи интерпретатора произведения и проводника в творческий мир художника. Прочтение сборника оставляет ощущение прикосновения к настоящим вечным ценностям, далеким от суетной проходящей моды и массовой культуры.
Сборник рассчитан на широкий круг читателей и будет интересен как знатокам, так и любителям искусства и литературы. Одни откроют для себя новые имена и смогут более вдумчиво взглянуть на книжные иллюстрации. Для других сборник может стать настоящей находкой: cтатьи содержат богатый исследовательский материал на стыке разных видов искусств.
В пестрой мозаике имен художников, творческих методов и стилей, художественных тем есть то, что объединяет всё и всех, – личность автора, его мысль и вкус. Это та самая связующая нить, если хотите, нить Ариадны, которая ведет читателя по лабиринтам художественных мастерских, не давая ему заблудиться, растеряться и потеряться. Это проявляется в выборе художников и тем для размышления, в способности не только разглядеть и признать талант мастера, выделить хорошее, главное, важное, но и рассказать об этом другим. Доступно, ненавязчиво, увлеченно. Нельзя заставить любить искусство, но можно заразить своей любовью к искусству.
В одной из статей приведены слова художника Бориса Диодорова: «В искусстве мы делаем что-то хорошо по двум причинам: когда знаем и когда любим…» По этим двум причинам сборник Лолы Звонарёвой «сделан хорошо»: автор знает и любит то, о чем пишет.
комментарии(0)