0
2098
Газета Non-fiction Печатная версия

21.12.2022 20:30:00

Дурачиться вниз головой

Попугай Табаско, шимпанзе Муса, кашалот Пинчи и другие носители культуры

Тэги: переводы, культура, природа, животные, шимпанзе, кашалот, попугай, наука, зоология, океан, лес


переводы, культура, природа, животные, шимпанзе, кашалот, попугай, наука, зоология, океан, лес Вот она какая – зоокультурология. Кадр из фильма «Новые приключения Дони и Микки». 1973

При слове «культура» кто-то хватается за пистолет, а вот американскому зоологу Карлу Сафине сразу приходят на ум попугай ара по кличке Табаско, шимпанзе Муса, кашалот Пинчи. Автор книги «Воспитание дикости» считает их всех носителями культуры. Пусть и не такой, как у людей, но все-таки. И это не голословное утверждение: уже во «Введении» Сафина приводит примеры «культурного» поведения животных. Скажем, попугаи: «Стая красных ара пылающими кометами вырывается из гущи тропического леса – десятки крупных, ярких птиц с длинными хвостами и роскошным оперением, многоцветье которого бьет по глазам, как вспышка. Сопровождая свой эффектный выход шумным криком, как фанфарами, они рассаживаются по вершинам крон над крутым речным берегом. Шумные, игривые, самодовольные – они явно от души наслаждаются и самими собой, и всем происходящим. Даже в стае легко разглядеть, что некоторые птицы держатся устойчивыми парами. За одной такой парой следует третья птица – пухлый, немного неуклюжий птенец из последнего выводка, который все время пристает к родителям, выпрашивая корм. Молодые ара годом старше уже обрели некоторую независимость и ведут себя более прилично – если, конечно, можно понимать под приличным поведением манеру повисать вниз головой и шумно дурачиться, заигрывая с соседями. Они уже успели кое-что усвоить и понемногу начинают строить собственную юную жизнь». Хотя культура свойственна не только вышеупомянутым представителям животного мира, но и воронам, например. Или пчелам.

48-15-12250.jpg
Карл Сафина. Воспитание
дикости: Как животные создают
свою культуру, растят потомство,
учат и учатся / Пер. с англ. Анны
Васильевой.– М.: Альпина
нон-фикшн, 2023. – 512 с.
В свое время (скорее всего и сейчас) из школьных учебников по зоологии мы узнавали, что у животных есть безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в течение жизни) рефлексы. Про культуру «дикоприродную» там не говорилось. Изучалась только человеческая – и для этого имелись такие предметы, как литература, история. Но наука не стоит на месте, и Сафина пишет не о рефлексах, а именно о животной культуре: «Естественное и врожденное – не совсем одно и то же. Чтобы стать теми, кто они есть, многим животным приходится учиться у старших: усваивать необходимые для жизни навыки, приспосабливаться к местным условиям, а еще – овладевать наукой эффективного общения в этой конкретной группе и в этом конкретном месте. Такая культурная преемственность позволяет распространять полезные умения (например, способность отличать съедобное от несъедобного и добывать пищу), определять свою идентичность, чувствовать принадлежность к определенной группе (отличной от других групп), а также передавать из поколения в поколение традиции, важные для тех или иных аспектов существования (например, ритуалы успешного брачного ухаживания, которые в разных местах могут различаться)».

В книге сочетается «научное» и «художественное»: автор опирается на собственный опыт познания дикой природы, в подробностях описывая наблюдения за кашалотами в океане, за красными ара в лесах Перуанской Амазонии, за шимпанзе в африканских дебрях… «Темная человекоподобная фигура только что непринужденно спустилась с толстой лианы, встала ногами на землю, пригнулась, опираясь на костяшки пальцев рук, и целеустремленно двинулась напрямик сквозь завесу сплетающихся ветвей, сразу же взяв такой темп, что поспеть за ней оказывается очень непросто».

Все это наводит на мысль: «Жизнь на Земле, бесконечно малая частица всей космической материи и энергии, – это вселенная, осознавшая саму себя. И культура – это тот способ, которым жизнь прилаживается, приспосабливается – и на протяжении всей истории, и в каждое мгновение настоящего времени – к тому ничтожному уголку галактики, в котором она себя обнаружила. Тайна и волшебство этого осознанного, гибкого, изменчивого ответа проявляются абсолютно во всем – от чирикающего воробья до космического телескопа «Хаббл», вызывая мурашки».

Возможно, со временем школьники будут читать учебники и сдавать экзамены по какой-нибудь зоокультурологии. Такой термин уже существует, но в узком смысле, ограничиваясь темой животных в культурологических исследованиях. А в какую сторону наука будет развиваться дальше – кто знает.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Я отдаю остаток дней Бразилии

Я отдаю остаток дней Бразилии

Владимир Буев

Стараниями Астьера Базилио Булгаковский дом переместился в Рио-де-Жанейро

0
146
Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
1945
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1586
Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Милена Фаустова

В Ватикане выставлена раннехристианская реликвия

0
3806

Другие новости