Вот она какая – зоокультурология. Кадр из фильма «Новые приключения Дони и Микки». 1973
При слове «культура» кто-то хватается за пистолет, а вот американскому зоологу Карлу Сафине сразу приходят на ум попугай ара по кличке Табаско, шимпанзе Муса, кашалот Пинчи. Автор книги «Воспитание дикости» считает их всех носителями культуры. Пусть и не такой, как у людей, но все-таки. И это не голословное утверждение: уже во «Введении» Сафина приводит примеры «культурного» поведения животных. Скажем, попугаи: «Стая красных ара пылающими кометами вырывается из гущи тропического леса – десятки крупных, ярких птиц с длинными хвостами и роскошным оперением, многоцветье которого бьет по глазам, как вспышка. Сопровождая свой эффектный выход шумным криком, как фанфарами, они рассаживаются по вершинам крон над крутым речным берегом. Шумные, игривые, самодовольные – они явно от души наслаждаются и самими собой, и всем происходящим. Даже в стае легко разглядеть, что некоторые птицы держатся устойчивыми парами. За одной такой парой следует третья птица – пухлый, немного неуклюжий птенец из последнего выводка, который все время пристает к родителям, выпрашивая корм. Молодые ара годом старше уже обрели некоторую независимость и ведут себя более прилично – если, конечно, можно понимать под приличным поведением манеру повисать вниз головой и шумно дурачиться, заигрывая с соседями. Они уже успели кое-что усвоить и понемногу начинают строить собственную юную жизнь». Хотя культура свойственна не только вышеупомянутым представителям животного мира, но и воронам, например. Или пчелам.
Карл Сафина. Воспитание дикости: Как животные создают свою культуру, растят потомство, учат и учатся / Пер. с англ. Анны Васильевой.– М.: Альпина нон-фикшн, 2023. – 512 с. |
В книге сочетается «научное» и «художественное»: автор опирается на собственный опыт познания дикой природы, в подробностях описывая наблюдения за кашалотами в океане, за красными ара в лесах Перуанской Амазонии, за шимпанзе в африканских дебрях… «Темная человекоподобная фигура только что непринужденно спустилась с толстой лианы, встала ногами на землю, пригнулась, опираясь на костяшки пальцев рук, и целеустремленно двинулась напрямик сквозь завесу сплетающихся ветвей, сразу же взяв такой темп, что поспеть за ней оказывается очень непросто».
Все это наводит на мысль: «Жизнь на Земле, бесконечно малая частица всей космической материи и энергии, – это вселенная, осознавшая саму себя. И культура – это тот способ, которым жизнь прилаживается, приспосабливается – и на протяжении всей истории, и в каждое мгновение настоящего времени – к тому ничтожному уголку галактики, в котором она себя обнаружила. Тайна и волшебство этого осознанного, гибкого, изменчивого ответа проявляются абсолютно во всем – от чирикающего воробья до космического телескопа «Хаббл», вызывая мурашки».
Возможно, со временем школьники будут читать учебники и сдавать экзамены по какой-нибудь зоокультурологии. Такой термин уже существует, но в узком смысле, ограничиваясь темой животных в культурологических исследованиях. А в какую сторону наука будет развиваться дальше – кто знает.
комментарии(0)