0
2009
Газета Non-fiction Печатная версия

21.12.2022 20:30:00

Конвульсивно цепляясь за землю

Поражение как продолжение победы

Тэги: мемуары, история, война, польша, советская россия, тухачевский, пилсудский, варшава, франция, гибралтар, красная армия


48-14-11250.jpg
Владислав Сикорский. Война
Польши против Советской
России. Воспоминания
командующего главной польской
армией. 1919–1921 / Пер. с фр.
В.Е. Клеманова.– М.:
Центрполиграф, 2022. – 320 с.
Владислав Эугениуш Сикорский (1881–1943) известен в истории как глава польского правительства в изгнании, чья гибель в авиакатастрофе вызывает (как представляется, безосновательно) вопросы и конспирологические версии. Тем не менее и до произошедшей в июле 1943 года над Гибралтаром трагедии его жизнь была не менее ярка. Он возглавлял правительство в 1922–1923 годах и находился в оппозиции президенту Польши Юзефу Пилсудскому, даже был вынужден эмигрировать во Францию. А до того сделал блестящую карьеру во время Советско-польской войны 1919–1921 годов, последовательно занимая должности от командира пехотной дивизии до командующего армией. Именно этому периоду и посвящены мемуары генерала.

Точнее, Сикорский описывал кульминационный период войны: от наступления большевиков на Авуте (Июльская операция 1920 года в отечественной историографии), приведшего к поражению Северо-восточного фронта Войска Польского и последующего наступления Михаила Тухачевского на Варшаву до чуда на Висле – оглушительного разгрома Красной армии, поставившего крест на теории «экспорта революции». При этом, несмотря на победу Варшавы в войне, генерал уделял много места подробному анализу просчетов, допущенных польским генералитетом, хотя и оговаривался, что «крайне сдержанно выразил неблагоприятные суждения, стараясь оставаться, насколько это возможно, объективным по отношению к действующим лицам этой исторической драмы».

Он в числе прочего отмечал такую стратегическую ошибку, как игнорирование главным командованием данных разведки о концентрации основных сил красных на северном участке фронта, замеченной еще в феврале 1920-го, что предопределило успех их наступления, отбросившего армию Пилсудского к Варшаве. Ситуация, по мнению Сикорского, усугублялась неоднократной пассивностью Войска Польского в обороне, в то время как исключительно активные маневры являются необходимым условием победы. Ведь «позиционная война с ожесточенной обороной каждого клочка земли тем более неприменима в нашей стране, что у нас не было и до сих пор нет никаких условий для ее реализации. Мы совершили принципиальную ошибку, конвульсивно цепляясь за землю, не будучи в состоянии ни укрепить ее, ни занять, ни оборудовать необходимым материалом».

Впрочем, и активность, а точнее, первые победы Войска Польского тоже имели двусмысленное значение. Они вскружили голову командованию и привели к недооценке Красной армии.

Также негативную роль сыграли политические дискуссии о целях войны (в них речь шла о будущих границах Польши), развернувшиеся в тылу и сказавшиеся на боевом духе солдат.

Вполне разумным оказались и общие выводы генерала: «Не почивать на лаврах – вечная беда, угрожающая победоносным армиям. Для нас это тем более важно, что в будущем на том же востоке нам придется иметь дело с гораздо более грозным противником, чем в последнюю нашу войну с Россией. Действительно, следует помнить, что Советская армия 1920 года, наскоро сколоченная Троцким на обломках царской, была слаба технически и лишена моральных сил (…) но эти дефекты со временем могут быть более или менее полно исправлены».

Пророчество генерала осуществилось в сентябре 1939 года, правда, в отношении войны не с Советским Союзом, а с гитлеровской Германией, когда целый ряд отмеченных им, но так и не исправленных слабых мест армии привел к крушению польской государственности. Но вряд ли Владислав Сикорский получил от этого моральное удовлетворение.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1077
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
404
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
405
От Амальрика до Якира

От Амальрика до Якира

Мартын Андреев

Грани и оттенки инакомыслия

0
914

Другие новости