0
4250
Газета Non-fiction Печатная версия

16.11.2022 20:30:00

Большие лужи с домашней птицей

Маршруты и встречи истого московитянина поэта Василия Пушкина

Тэги: краеведение, москва, василий пушкин, поэт, василий жуковский, война 1812 года, церковь, неглинка, александр пушкин, болдино, карантин, нижний новгород, донской монастырь, петербург, театр, усадьба, подмосковье


краеведение, москва, василий пушкин, поэт, василий жуковский, война 1812 года, церковь, неглинка, александр пушкин, болдино, карантин, нижний новгород, донской монастырь, петербург, театр, усадьба, подмосковье Василий Пушкин был знатоком московских достопримечательностей. Жерар Делабарт. «Вид Моховой и дома Пашкова». Конец 1790-х годов. Иллюстрация из книги Александра Васькина «Москва при Романовых» (М., 2013)

В наступающем 2023 году исполнится 10 лет со времени открытия в Москве Музея Василия Львовича Пушкина. Он разместился в доме №36 по Старой Басманной улице, где дядя великого поэта жил с 1826 года. Экспозиция среди прочего напоминает о тех местах, где бывал этот даровитый поэт и примечательный персонаж светско-литературной жизни конца ХVIII – начала ХIХ века.

Первый адрес на маршруте – Божедомка. На этой улице, в не дошедшем до наших дней усадебном доме, Василий Пушкин родился 27 апреля 1766 года. А вот церковь Живоначальной Троицы, в которой его крестили, сохранилась: она стоит на горке в начале Олимпийского проспекта. Когда-то рядом с ней был пруд, образованный слиянием реки Неглинной с речушкой Напрудной.

Что в целом представляла собой Москва в 70–80-е годы ХVIII века? Об этом рассказывает Наталья Михайлова, автор биографической работы «Василий Львович Пушкин» (серия «ЖЗЛ»): «Прогулки по Москве и в детские, и в отроческие годы обогащали яркими впечатлениями. Город был похож на большую деревню. Рядом с великолепными дворцами и пышными чертогами богачей ютились бедные избы, крытые не только тесом, но и лубом, и соломою. Парки и сады соседствовали с огородами и лугами, где паслись лошади, коровы и овцы. Немощеные улицы и переулки после дождя становились непроходимыми для пешеходов. В грязи вязли кареты. В больших лужах, которые можно назвать маленькими озерами, плескалась домашняя птица».

Исследовательница также отмечает, что герой ее книги с ранних лет стал большим знатоком московских достопримечательностей и часто с охотой показывал их знакомым из других городов и стран. Благо Василий Львович знал четыре европейских языка, не считая латыни.

И по рождению, и по привычкам это был «истый московитянин». В городе жило множество его родных и знакомых. Василий Пушкин, по словам биографа, «с детства был принят в большую московскую семью». В его произведениях немало московских типажей и городской топографии. Взять хоть знаменитую поэму «Опасный сосед». В ней упоминаются Арбат, Поварская, Кузнецкий мост и «вал» (то есть Бульварное кольцо на месте срытого земляного вала), а в основе сюжета – авантюрное путешествие героев из центра Москвы на окраину Первопрестольной, в «веселый дом» где-то в Кудрине или Подновинском предместье. Москва была в ту пору и литературным, и театральным центром: здесь жили Сумароков, Херасков, Фонвизин, Новиков, Карамзин. Автор «Опасного соседа» был как раз ревностным карамзинистом. Вдобавок Василий Львович был завзятый гурман и щеголь, что характерно для тогдашней дворянской Москвы. Наконец, письма Василия Пушкина содержат упоминание великого множества городских событий и происшествий, это настоящая хроника московской жизни.

Не обошли его стороной и события грозового 1812 года. В силу возраста (46 лет) Василий Пушкин не записался в ополчение, как его более молодые друзья – Жуковский, Вяземский, Батюшков, а также литературный противник Шаховской. В конце августа он выехал со своим семейством в Нижний Новгород. Там обосновалось много эвакуированных из Москвы; жили они тесно и скудно. Лето и начало осени следующего года Василий Львович провел в родовом имении Болдино, однако творческого урожая, как впоследствии у племянника, там у него не случилось. В декабре 1813 года Василий Пушкин вернулся в Москву, «спаленную пожаром».

Через несколько лет после Отечественной войны на Старой Басманной был построен тот самый деревянный дом, где Василий Пушкин провел последние годы жизни. «В ту пору фасад дома выделялся дорическим четырехколонным портиком. В конце ХIХ века внешний вид здания изменился, исчезли и барельефы с фасада», – сообщает в одной из своих книг москвовед Александр Васькин.

В начале сентября 1826 года в этот дом нанес визит Александр Пушкин. Раньше никак не мог: был в ссылке. Об отношениях двух поэтов написано немало. Именно Василий Львович отвез в 1811 году племянника в Петербург для определения в лицей. Кстати, в том же году был написан «Опасный сосед», и юный Александр, невзирая на запрет, уже тогда прочитал это произведение (позже некоторые приписывали ему и авторство поэмы). Пушкин всегда с симпатией и пиететом отзывался о своем дяде.

«В 1830 году Александр Сергеевич прощался с умирающим Василием Львовичем, присутствуя при его последних минутах. Поэт принял на себя расходы и хлопоты, связанные с похоронами дяди на кладбище Донского монастыря», – пишет Александр Васькин. Но, устраивая родственнику достойные похороны, Пушкин влез в большие долги. «Надо признаться, никогда еще ни один дядя не умирал так некстати», – читаем в одном из его писем. В те дни в Москву уже проникла холера, которая вскоре заперла Александра Сергеевича в болдинском карантине...

Память о Василии Пушкине хранят и многие загородные усадьбы, где поэт часто бывал. Там он находил дружеское и творческое общение с людьми, близкими ему по духу. Он посещал имение Юсуповых Архангельское, где располагался знаменитый театр; Остафьево, где над своей «Историей» работал Карамзин; Марфино с его знаменитыми охотничьими угодьями; Ильинское, славившееся своим английским парком; Покровское-Валуево, где полтора века спустя снимали фильмы «Война и мир» и «Мой ласковый и нежный зверь»…

Много раз бывал он и в подмосковном имении Апраксиных Ольгово близ Дмитрова. Первые упоминания об Ольгове восходят к XVI веку, когда оно было дворцовой вотчиной. В следующие полтора столетия имение принадлежало Чаплиным, затем Соймоновым. На дочери одного из Соймоновых женился Степан Федорович Апраксин (крупный полководец), и с тех пор владение превращается в фамильное поместье этого рода. Своего расцвета усадьба достигла при Степане Степановиче Апраксине, имевшем репутацию гостеприимного хозяина и ловеласа. Светская жизнь в Ольгове била ключом – балы и званые приемы, крепостной театр, фейерверки и пышные охоты привлекали многих столичных гостей и окрестных помещиков.

В тот период в усадьбе работает талантливый итальянский архитектор Франческо Компорези. Под его руководством строятся господский дом, два флигеля и жилые дома для крепостных. Сорок комнат усадебного дома были обставлены тщательно подобранной мебелью. Усадебный парк, занимавший 40 гектаров, из регулярного французского преобразован в английский. В нем сооружены беседки, статуи, павильоны, искусственные руины. Строятся триумфальная арка и обелиски. На сцене усадебного театра играли не только крепостные актеры, но и приглашенные знаменитости, а также гости и хозяева усадьбы. Вот сюда-то и заезжал на огонек Василий Львович, встречая здесь среди гостей то поэта Петра Вяземского, то драматурга Федора Кокошкина, то директора императорских театров Александра Гедеонова…

За 200 лет в усадьбе, находившейся во владении одного рода, сформировались обширные коллекции живописи, скульптуры, фарфора, серебра, оружия. Здесь десятилетиями кропотливо собирали семейный архив и библиотеку. В 1830-е годы жизнь в усадьбе затихает. В начале ХХ века ее владельцем становится военный атташе во Франции граф Алексей Игнатьев. В 1918 году Ольгово – одно из богатейших в Подмосковье поместий – было национализировано. Поначалу здесь устроили музей, но через восемь лет его упразднили, передав вещи и экспонаты в другие хранилища.

В следующие десятилетия в усадебных зданиях размещались санаторий для командиров Красной армии, пионерский лагерь, пансионат с грязелечебницей. Отдыхающие жили в бывших домах крепостных артистов. В советское время на территории усадьбы снимались фильмы, в том числе «Гусарская баллада». В 2003 году усадьба «Ольгово», являющаяся памятником истории и культуры федерального значения, была продана в частные руки. При покупке новый владелец обязался провести общую реставрацию. Однако в полном объеме эти работы в усадьбе так и не были выполнены, и сейчас дворянское гнездо с богатой историей находится в глубоком упадке. По наблюдениям дмитровских краеведов, ряд исторических построек (беседки, статуи и павильоны) утрачены… Но, возможно, атмосфера усадебного запустения вдохновит кого-нибудь из современных поэтов-романтиков.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2384
Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
3274
 ВЫСТАВКА  "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

ВЫСТАВКА "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

0
1986
Подмосковные инвестиционные практики дают результат

Подмосковные инвестиционные практики дают результат

Георгий Соловьев

Московская область поделилась с другими регионами опытом поддержки бизнеса

0
2840

Другие новости