Александр Лапин. Страсть и бомба Лаврентия Берии. – М.: Вече, 2022. – 464 c. |
В центре повествования новой его книги – фигура Лаврентия Берии. Вернее, хронологически небольшой по времени (всего несколько лет в сороковые), но крайне насыщенный период его жизни, когда Берия возглавлял работы по созданию в Советском Союзе атомного оружия. Жанр своего произведения автор определяет как философский историко-документальный роман.
Сам Лапин признавался в интервью, что у него не было намерения буквально воспроизводить структуру знаменитого романа Владимира Богомолова «Момент истины (В августе сорок четвертого)», но само собой сложилось так, что комбинация художественных и документальных элементов оказалась здесь выстроена по богомоловскому образцу, который оказался, как мы все помним, чрезвычайно удачен и художественно плодотворен.
Автор считает, что советский атомный проект – важнейшая страница отечественной истории середины ХХ века. Собственно, его реализация – в кратчайшие сроки и с напряжением всех наличных человеческих, интеллектуальных, финансовых и прочих ресурсов – предопределила мирное и безопасное существование Советского Союза на протяжении нескольких десятилетий.
Одна деталь, характеризующая масштаб советского атомного проекта: затраты на его осуществление были соотносимы с общими затратами Советского Союза на ведение Великой Отечественной войны.
Понятно, что осуществить подобную масштабную затею мог человек столь же масштабный. В перестроечной литературе и публицистике Берию принято изображать довольно плоско: жестоким маньяком и погубившим немало женщин неутомимым сладострастником, особенно охочим до совсем юных барышень. Ничуть не оправдывая своего персонажа в том, что касается его действительных недостатков и пороков, автор утверждает, что многие мифы, сложившиеся вокруг фигуры Берии, – это именно что мифы. Распущенность всесильного маршала в частной жизни, как теперь выясняется, была типичной для круга советских руководителей, и Берия в этом смысле был ничуть не хуже, хотя и не лучше большей части его коллег по высшим органам власти.
Что же касается деловых качеств, то Берия и здесь был человеком своего времени, который буквально воспринял тезис Сталина о том, что социализм невозможно построить в белых перчатках, и делал то, что ему было поручено, не особенно стесняясь в средствах и не чураясь никакой, в том числе самой грязной и самой ответственной, работы.
Берия в изображении Лапина – крайне эффективный менеджер, как сказали бы сейчас, которому, по слову автора, в общем было все равно, чем заниматься – отрывать головы действительным или мнимым врага народа или выстраивать сложнейший технологический проект. Архитектор по образованию (о чем мало кто знает) и способу мышления, Берия, рассуждая по большей части здраво и рационально, строил дома, системы управления, отношения так, что многое из созданного им продолжало четко работать и после его смерти.
Знакомясь с текстом Лапина, воспринимаешь происходящее безэмоционально, а просто как некий квест, который проходит главный герой: справится – не справится, выкрутится – не выкрутится… А его самого видишь уже просто как яркого исторического персонажа, на совести которого много чего, ну так и на совести Петра I, Екатерины II, многочисленных русских князей и прочих отечественных правителей тоже немало. Возможно, это признак того, что отечественный ХХ век, ужасный и прекрасный, окончательно уходит в прошлое; тем более что сейчас не менее драматичные и трагичные сюжеты разворачиваются у нас на глазах. Как говорится, как хотите, так к этому и относитесь.
комментарии(0)