Упование на царя – это доверие к Богу. Фото Евгения Никитина
Книга Ирины Ордынской «Святая царская семья» относится к тем случаям, когда важность темы и тон повествования перекрывают его недостатки. С них и начнем. Именно потому, что не они являются определяющими и чтобы можно было к этому не возвращаться.
План книги составлен таким образом, что все выводы представлены уже в предисловии. Еще одна странность состоит в том, что автор сначала рассказывает о судьбе царской четы, потом о пятерых детях – каждом в отдельности. А так как речь идет об одной семье, читатель шесть раз погружается в одни и те же подробности. И если у большевиков «царь превратился... в сосредоточие всего негативного», то здесь царская семья написана голубым и розовым. Главные герои в итоге так же относятся к прототипам, как икона святого к самому святому – реально жившему человеку. Собственно, книга Ордынской и есть своего рода икона – это не фото и даже не портрет. «Император, искренне любивший Россию, жизнь положивший на алтарь служения Отечеству, отдававший все силы для ее экономического процветания, заботившийся о военной мощи страны, как человек глубоко верующий, как «отец нации», действительно готов был пожертвовать всем для своих подданных. Однако сколько бы он ни отдавал всего себя России, поданные, как неблагодарные дети, не считали нужным ценить его заслуги». Пафос, который сам по себе – не лучшая стилистика, в книге порой переходит в стилистику откровенно скверную («юная девочка» (стр. 47), «оставалась добрым и добродушным ребенком» (стр. 219)...). На это накладываются и смысловые погрешности. На стр. 82: «Яхта «Штандарт» стала фактически вторым домом для царской семьи», через несколько страниц – «Царская семья проводила на яхте не так уж много времени» (стр. 103).
Чем же компенсируются недостатки книги? Во-первых, тем, что автор говорит правду. Царская семья – святая, вот он о святой семье и рассказывает. Причем последние Романовы были не просто святыми, а мучениками. Как евреев убивали только за то, что они евреи, так и царскую семью – за то, кем они родились.
Во-вторых, книга содержит множество интересных сведений о Николае II и его семье. Так, первым государственным актом еще цесаревича Николая было перечисление 15 тыс. руб. на нужды самых бедных жителей Москвы «из собственных средств». После завершения образования он отправился в зарубежное путешествие. Побывал в Европе, Индии, Египте, Цейлоне. В Японии на него напал самурай, как положено – с мечом. Спас будущего российского императора греческий принц Георг, задержать нападавшего помогли два рикши. Жена Николая II, императрица Александра, «с детства привыкла обходиться без слуг», защитила диссертацию по философии в Оксфордском университете...
Международные институты, активно занятые сегодня «воспитанием» России, своим возникновением во многом обязаны русскому царю. «В 1899 году именно император Николай II стал инициатором созыва в Гааге международной конференции по разоружению и законам войны. Конференция открылась 6 мая, в день рождения русского царя. Вторая подобная конференция в Гааге открылась в 1907 году. На конференциях были приняты международные конвенции о законах и обычаях войны, ставшие основой норм международного права. На конференции в 1907 году обсуждалось предложение императора Николая II о создании Лиги Наций, которая могла бы своим авторитетом предупреждать международные конфликты.
Европейские газеты писали, что только благодаря настойчивости русского царя состоялись обе мирные конференции, которые готовила и проводила Россия, выдержав и преодолев сопротивление многих европейских государств».
Ирина Ордынская. Святая царская семья.– М.: Молодая гвардия, 2022. – 400 с. (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1902). |
Слова, которые царь адресовал своим сторонникам незадолго до мученической смерти, были подлинно христианскими. «Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя и чтобы помнили, что зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». И т.д.
Но самым важным, пожалуй, является мало кем до конца осознаваемый факт, что тема монархии в нашей стране остается ключевой до сих пор. Большевики убили русского царя, но не монархическое мировоззрение (в том числе в собственных головах). Проклиная царизм, они построили его модификацию. И у них, как правило, царь был один, его власть – практически абсолютной и только смерть (за редким исключением) освобождала его от полномочий. Единственное, что до сих пор всерьез отличает нашу «постмонархическую монархию» от обычной, – отсутствие престолонаследования.
Причина же того, что Россия до сих остается, по сути, страной монархической, заключается, конечно, не в желании правителей, а в народном мироощущении. Пословица «на Бога надейся, а сам не плошай» только на первый взгляд – о важности самостоятельных решений. Стоит прочитать ее еще раз и понятно, что отношение к жизни у придумавших ее людей совсем иное. И Тот, на Ком оно зиждется, указан определенно. Бог – основа монархического мировоззрения. Упование на царя – не отказ от своей политической воли и тем более – не перекладывание ответственности. Это доверие к Богу, который действует в том числе через своих помазанников. При демократии человек надеется на человека (себя, президента, друга, соседа...). При монархии он, как правило, занят слишком большими делами, чтобы делать столь неочевидную ставку. Явно или бессознательно он предан Богу. Глубоко скрытая монархическая сущность и делает Россию той страной, какой мы ее знаем. В противном случае она уже давно перестала бы существовать. При этом нашей широкой общественности до сих пор мало что известно о последних «официальных» царях – и о Российской империи до 1917 года, и о царской семье. Жизнь последней надо рассматривать на фоне обстоятельного и квалифицированного рассказа о церкви, духовенстве, экономике, культуре, политике (и политическом сыске), сословном и административном устройстве, о важнейших, в том числе монарших, решениях и многих других аспектах праздников и будней той огромной державы, падение официальной монархии в которой привело к катастрофе мирового масштаба в начале XX века и сделало неизбежной вторую – в его конце. Фразами вроде «император каждый день с раннего утра до поздней ночи все свое время посвящал делам» здесь не обойтись.
комментарии(0)