0
3037
Газета Non-fiction Печатная версия

12.10.2022 20:30:00

Кофе с черным хлебом

Литературные тайны писателя-коллаборациониста

Тэги: история, письма, первая мировая война, гражданская война, деникин, атаман петр краснов, воспоминания, германия, сша, нюрнбергский процесс


38-15-13250.jpg
Переписка Лидии Федоровны
Красновой
с генерал-лейтенантом
С.В. Денисовым: 1917–1949.–
Подольск: Музей
антибольшевистского
сопротивления, 2022. – 304 с.
Говорят, на письма не стоит отвечать сразу, тогда они будут увлекательнее. Вероятно, этого правила придерживались герои настоящей переписки: вдова атамана Петра Краснова и генерал Святослав Денисов. Иначе сложно объяснить значимость для историка их посланий.

В частности, важен психологический аспект писем, характеризующий состояние коллаборантов после поражения Германии. Напомню, что Краснов возглавлял Главное управление казачьих войск при недоброй памяти министерства оккупированных восточных территорий, которое запомнилось массовыми грабежами и казнями мирного населения, а его руководитель Альфред Розенберг был осужден на Нюрнбергском процессе как военный преступник и, как Краснов, повешен. В переписке обсуждались статьи «Старого добровольца» (псевдоним полковника Дмитрия Ходнева), а также Ксении Деникиной (супруги знаменитого белого генерала), содержавшие справедливую критику в адрес поддержавшего гитлеровцев атамана. Денисов стремился всячески обелить друга. С этой целью в своих письмах он уточнял факты биографии покойного и пытался выяснить, кто скрывался под псевдонимом.

Не менее ценны послания и тем, что дают много информации о послевоенной культуре повседневности Германии, иллюстрируя образовавшийся пейзаж после битвы. Краснова после выдачи англичанами в руки представителей советской администрации ее супруга жила в доме престарелых в Вальхензее под Мюнхеном в очень стесненных условиях, которые усугубляла разруха, хотя обслуживавший персонал проявлял в отношении эмигрантки внимание и заботу. Вот как она описывала свой рацион в доме престарелых: завтрак – кофе и два кусочка черного хлеба; обед – суп с манной крупой или лапшой, картофель с каким-то «подозрительным соусом»; в 16 часов вновь кофе с черным хлебом и на ужин тарелка супа и капуста с картофелем. Поэтому помощь еще в далеком 1923 году уехавшего в Соединенные Штаты сослуживца Краснова по Первой мировой и Гражданской войнам была очень кстати. С этой целью Денисов даже создал «Фонд имени Генерала-Атамана Краснова», к которому помимо представителей казачьей диаспоры в числе прочих присоединился знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский. Посланные им кофе, консервы, сладкое, предметы одежды, даже простые часы представляли для корреспондентки генерала большую ценность.

Объективности ради отметим, что Денисов не был одинок в стремлении помочь вдове своего боевого товарища. В судьбе Красновой участвовали и другие ее знакомые, не связанные с фондом, например, барон Михаил фон Медем, неоднократно упоминаемый на страницах рассматриваемой переписки.

Также интересны зарисовки-воспоминания о Краснове, не касающиеся его постыдного сотрудничества с немцами, а просто передающие некоторые черты характера донского атамана. Например, когда его чем-нибудь баловали, он шутливо возражал: «берегитесь, крыс перестану ловить». Краснов недолюбливал новый стиль летоисчисления, а потому все праздники по нему называл «басурманскими» («басурманское рождество» и т.д.). Впрочем, как вспоминала корреспондентка Денисова, желание праздновать что-то в изгнании было ему психологически тягостно.

Сборник писем по-новому освещает и последний период красновского творчества. Ведь он был популярным и плодовитым беллетристом, правда, больше тяготевшим к масскульту. «Вербицкая в мундире, со знаменем и вестовым трубачом», как не без оснований характеризовал писателя философ Иван Ильин. Из посланий вдовы становится ясным, что существуют как минимум два ранее неизвестных романа: «Погибельный Кавказ» про «завоевание Кавказа и жизнь наших казаков на Кавказе» и «Между жизнью и искусством», в котором «много воспоминаний из нашей красивой и такой исключительно интересной и красочной жизни», а кроме того, что, думается, несомненно, более важно, дневниковые записи, которые велись атаманом ежедневно. В письме к Денисову подчеркивалось, что «у меня они сохранены в надежном месте», так же как и «альбомы атаманства».

В переписке неоднократно обсуждались возможности переиздания его произведений. По мнению Денисова, новые тиражи при себестоимости 1,75–2 доллара за шт. с учетом поствоенных реалий не должны превышать 1000 экземпляров: книгу в состоянии купить 500 эмигрантов в США, 200 уйдет в библиотеки и 300 приобретут европейские эмигранты. Интересно сравнить это с тиражами современной художественной популярной прозы.

А мы будем надеяться, что и романы, и дневник вскоре будут обнаружены и их удастся включить в новые тома собрания сочинений Петра Краснова, которое сейчас печатает издательство Музея антибольшевистского сопротивления. Хочется надеяться, что полный корпус литературного и эпистолярного наследия позволит избавиться от многих мифов, связанных с именем атамана, и лучше понять его реальное место в столь непростой российской истории.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

Геннадий Петров

Исход борьбы за Белый дом может полностью поменять ход нескольких конфликтов

0
2740
О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
1810
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
973
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
1154

Другие новости