Поэт и критик Юрий Мандельштам. Иллюстрация из книги |
Юрий Владимирович Мандельштам был одной из самых заметных фигур русского Парижа. Выходец из богатой еврейской семьи, после глубоких раздумий принявший православие, муж дочери композитора Игоря Стравинского, один из самых популярных поэтов и рецензентов, печатавшихся в русских эмигрантских изданиях, он мог казаться просто счастливчиком. От других его отличало блестящее знание иностранных языков, он легко и со знанием дела писал о книгах, выходивших в Европе, прежде всего во Франции. Однако главным всегда оставались родные поэзия и проза.
Вообще до недавнего времени он был более известен как поэт. Поэт искренний, с болью писавший стихи об оставленной родине. Фигура Мандельштама-критика, блистательного мастера рецензии, литературного мыслителя, оставалась где-то в тени. И вот недавно стараниями неутомимой, как сказали раньше, пропагандисткой наследия российской эмиграции Еленой Дубровиной увидела свет эта книга Юрия Мандельштама.
Юрий Мандельштам. Эссе. Литературная критика. Письма: 1932–1940. – М.: Русский путь, 2022. – 518 с. |
Оказывается, и в наше время еще возможны открытия. Словно какой-то град Китеж, на горизонте истории российского литературоведения возник критик невероятного масштаба. Все дело в том, что Юрий Мандельштам никогда не считал критику чем-то подсобным, приложением к прозе или поэзии. «Критика – самостоятельный вид творчества, лишь находящийся во взаимодействии с чужим творчеством», – писал он. К каждой своей – пусть даже самой небольшой – статье он подходил более чем ответственно. И все пропускал через себя. Именно поэтому так интересно читаются статьи в этом сборнике. Здесь вы можете прочесть об Александре Радищеве и Андре Моруа, Иване Бунине и Франсуа Мориаке, поэтах русского Парижа и французских литераторах начала ХХ века. Перед нами разворачивается полотно европейской и русской литературы первой половины ХХ века. Причем Юрий Владимирович также писал и о произведениях, появлявшихся в СССР, о книгах, к примеру, Бориса Пильняка, Пантелеймона Романова, Бориса Пастернака.
«Творчество – не слепое повиновение силам, в нас заложенным, а сотрудничество с ними. Бог как бы оставил мир недосозданным, дав нам миссию продолжать творения. В этом смысле писатели и художники – «христиане по природе», даже если сами того не признают», – считал он. Юрий Владимирович Мандельштам и был в своих произведениях соавтором стихов и прозы, о которых писал.
комментарии(0)