0
2044
Газета Non-fiction Печатная версия

05.10.2022 22:05:00

Христиане по природе

Мандельштам, всего лишь однофамилец, но тоже поэт-мученик

Тэги: история, россия, эмиграция, освенцим


37-15-1480.jpg
Поэт и критик Юрий Мандельштам.   
Иллюстрация из книги
Он не был родственником поэта Мандельштама, только однофамильцем. Общими у них были происхождение и невероятная, всепоглощающая любовь к литературе. И еще они вошли в длинный список русских поэтов-мучеников. Юрий Мандельштам (1908–1943) погиб в печах Освенцима.

Юрий Владимирович Мандельштам был одной из самых заметных фигур русского Парижа. Выходец из богатой еврейской семьи, после глубоких раздумий принявший православие, муж дочери композитора Игоря Стравинского, один из самых популярных поэтов и рецензентов, печатавшихся в русских эмигрантских изданиях, он мог казаться просто счастливчиком. От других его отличало блестящее знание иностранных языков, он легко и со знанием дела писал о книгах, выходивших в Европе, прежде всего во Франции. Однако главным всегда оставались родные поэзия и проза.

Вообще до недавнего времени он был более известен как поэт. Поэт искренний, с болью писавший стихи об оставленной родине. Фигура Мандельштама-критика, блистательного мастера рецензии, литературного мыслителя, оставалась где-то в тени. И вот недавно стараниями неутомимой, как сказали раньше, пропагандисткой наследия российской эмиграции Еленой Дубровиной увидела свет эта книга Юрия Мандельштама.

37-15-11250.jpg
Юрий Мандельштам.
Эссе. Литературная
критика. Письма:  
1932–1940. – М.:
Русский путь,  
2022. – 518 с.

Оказывается, и в наше время еще возможны открытия. Словно какой-то град Китеж, на горизонте истории российского литературоведения возник критик невероятного масштаба. Все дело в том, что Юрий Мандельштам никогда не считал критику чем-то подсобным, приложением к прозе или поэзии. «Критика – самостоятельный вид творчества, лишь находящийся во взаимодействии с чужим творчеством», – писал он. К каждой своей – пусть даже самой небольшой – статье он подходил более чем ответственно. И все пропускал через себя. Именно поэтому так интересно читаются статьи в этом сборнике. Здесь вы можете прочесть об Александре Радищеве и Андре Моруа, Иване Бунине и Франсуа Мориаке, поэтах русского Парижа и французских литераторах начала ХХ века. Перед нами разворачивается полотно европейской и русской литературы первой половины ХХ века. Причем Юрий Владимирович также писал и о произведениях, появлявшихся в СССР, о книгах, к примеру, Бориса Пильняка, Пантелеймона Романова, Бориса Пастернака.

«Творчество – не слепое повиновение силам, в нас заложенным, а сотрудничество с ними. Бог как бы оставил мир недосозданным, дав нам миссию продолжать творения. В этом смысле писатели и художники – «христиане по природе», даже если сами того не признают», – считал он. Юрий Владимирович Мандельштам и был в своих произведениях соавтором стихов и прозы, о которых писал. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Что-то сверкнуло над нами

Что-то сверкнуло над нами

Дмитрий Назаренко

1990-е годы, Андрей Туркин и работа нейросети, которой дали выпить

0
457
В Хакасии борьба властей раскрывает суть муниципальной реформы

В Хакасии борьба властей раскрывает суть муниципальной реформы

Дарья Гармоненко

«Единая Россия» хочет отнять у КПРФ финансово-административный контроль над «землей»

0
748
Наши боевые подруги

Наши боевые подруги

Андрей Белобородов

Как в казахстанском тылу женщины приближали Победу

0
4469
Иконописец в Париже

Иконописец в Париже

Виктор Леонидов

Старинные образы и орнаменты становились основой фресок, росписей и скульптур Дмитрия Стеллецкого

0
288

Другие новости