Играть в шашки как смотреть в бездонный колодец. Петр Антипов. Игра в шашки. 1898. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Поскольку книга переводная, автор в качестве эпиграфа выбрал не привычную русскому уху фразу «Что наша жизнь? Игра!» из либретто к «Пиковой даме» Чайковского, а цитату из Ницше «Бог умер! И мы его убили!.. Какие искупительные празднества, какие священные игры нужно будет придумать? Разве величие этого дела не слишком велико для нас?», а также ответ основателя теории информации Клода Шеннона на вопрос, могут ли думать машины: «Я машина и вы машина, и мы оба мыслим, не так ли?» А в «Прологе» Оливер Рейдер вспоминает басню Эзопа о беззаботном кузнечике и трудяге-муравье (мы благодаря Ивану Крылову знаем вариант со стрекозой и муравьем). «В басне Эзопа кузнечик – образ-предостережение, а муравей – трудолюбивый положительный герой. Но в этой книге все наоборот, и положительный герой – это кузнечик, который играет в игры».
То есть играть – это хорошо. Но если, согласно Марксу, человечество, смеясь, расстается со своим прошлым, то чего оно достигает играя? Зачем нам игры и что такое игра – вот два основополагающих вопроса, на которые пытается ответить автор на примере семи главных, по его мнению, игр в человеческой истории – шашек, шахмат, го, нардов, скрабла, покера и бриджа. Наверное, некоторые читатели безоговорочно согласятся в этом списке только с шахматами, поскольку шашки слишком примитивны, го – игра слишком сложная… Райдер доказывает, что это не так.
Оливер Рейдер. Семь главных игр в истории человечества: Шашки, шахматы, го, нарды, скрабл, покер, бридж / Пер. с англ. Елены Смолиной.– М.: Альпина нон-фикшн, 2022. – 344 с. |
В книге много исторических фактов об играх, рассказов о самых интересных матчах и выдающихся игроках и т.д. А если вернуться к главному вопросу, зачем людям нужны игры, то вариантов ответов масса – из интереса, ради удовольствия… «Кроме того, игры – это упрощенные модели обескураживающе сложного мира, динамику которых мы в силах понять». А «первый настоящий философ игры» Бернард Сьютс назвал игры «добровольной попыткой преодоления ненужных препятствий» и «ключами к будущему»: «Кто знает, может быть, их серьезное культивирование – наше единственное спасение».
Так что если наша жизнь – игра, то игра – это наша жизнь. И при всем уважении к муравью все-таки иногда хочется побыть кузнечиком.
комментарии(0)