Взлет и падение гитлеровской пропаганды (1933–1945 гг.) / Ю.Н. Арзамаскин, В.К. Гапон, К.М. Голод, А.Е. Карлов, О.В. Кепель, А.В. Козлов, Б.Н. Недбайло, В.Ю. Новожилов, А.Г. Торсуков.– М.: Вече, 2022. – 480 с. |
В книге подробно рассмотрена структура и механизмы идеологического воздействия. Ведь нацисты прекрасно понимали его значение. «Пропаганда помогла нам прийти к власти. Пропаганда поможет нам удержать власть. Пропаганда поможет нам завоевать мир», – гласил плакат на партийном съезде гитлеровцев в Нюрнберге в 1936 году. Поэтому сразу после взятия власти в 1933 году на базе отдела печати при правительстве и агитационного отдела при НСДАП было создано имперское Министерство народного просвещения и пропаганды (руководитель Йозеф Геббельс). Первоначально новый орган состоял из пяти управлений, но уже к 1942-му их число достигло 16, а бюджет за первые девять лет вырос с 14 млн до 187 млн рейхсмарок. В компетенции управлений помимо контроля над СМИ и искусствами (кинематограф, театр, литература, музыка, живопись и скульптура) входили пропаганда и «особые задачи» (разъяснение и продвижение в массы основных целей политики и идеологии), для которых также были созданы два специальных управления. Кроме того, министерство жестко контролировало формально не входившие в него телеграфное агентство и имперское объединение прессы. Впрочем, только лишь ведомством Геббельса пропаганда не ограничивалась. Она являлась одной из непосредственных задач германского трудового фронта (профсоюзы) и вермахта. В последнем с этой целью были сформированы специальные роты.
Касаясь подготовки гитлеровской агрессии против СССР, авторы обращают внимание, что связанное Договором о ненападении между Германией и Советским Союзом, нацистское командование не могло вести открыто пропаганду против Красной армии, а потому для поднятия морального духа военнослужащим внушалось чувство превосходства над любым противником. На основе разнообразных трофейных документов (в том числе писем и дневников) исследователи показывают, как систематически в результате несоответствия реальности вражеская пропаганда стала утрачивать свои доминирующие позиции. Как следствие, на заключительном этапе войны вместо идеи расового превосходства в ней преобладало желание внушить населению страх перед опасностями поражения и оккупации. Другим связанным с этим сюжетом стало постепенное осознание немцами преступности войны и изначальной бесчеловечности гитлеровской идеологии.
К сожалению, монография не лишена недостатков. Вызывает недоумение отождествление учеными национал-социализма и фашизма. Все-таки это разные тоталитарные практики. И в Великую Отечественную войну мы победили и Гитлера, и Муссолини. Другой несомненной ошибкой является небольшое число работ на иностранных языках. Последнее не компенсируется списком использованной исследователями переведенной литературы. Тем более что он не всегда оказывается удачным. Так, «История Второй мировой войны» генерала Курта Типпельскирха в значительной степени устарела (книга написана в 1951 году), а «Военный дневник» начальника штаба сухопутных войск Германии Франца Гальдера хотя и сохранил свою значимость, но его издание в Советском Союзе сопровождалось цензурными купюрами.
Подводя итоги, думается, лучше всего преступность идеологии нацизма сформулировал один немецкий солдат, своей кровью заплативший за пропагандистские иллюзии, слова которого приводятся в книге: «И к чему только эта война… Призрак России все время перед глазами».
комментарии(0)