Мерцание рыб и рептилий… Ян Вильденс Франс Снейдерс. Рыбный рынок. 1621. Эрмитаж
Грустно знакомиться с теми, о ком узнаёшь только когда их уже нет, тем более грустно, если они ходили теми же путями, что и ты, и лишь по чистой случайности судьбы ваши не пересеклись.
Амаяк Морян – композитор, импровизатор, артистичный, свободолюбивый и открытый к людям человек хотел прожить 94 года, а прожил 65. В июне 2022 года, 7-го числа, в Центральном доме работников искусства состоялся приуроченный к дате рождения (6 июня), концерт памяти, а также презентация книги, куда вошли воспоминания близких и друзей, многие из которых музыканты, поэты, художники. На обложке книги – портрет композитора, выполненный художником Борисом Илюхиным, создателем творческого сообщества «Старая школа».
Особо следует отметить, что в книгу вошли и нотные записи сочинений Амаяка Моряна, сделанные им собственноручно. Мало беспокоясь об увековечении своих произведений, он был щедр и расточителен, сочиняя и исполняя их, и крайне беспечен, когда надо было зафиксировать ноты на бумаге. Поэтому нотных записей его произведений крайне мало, композитор делал их исключительно по настоянию друзей.
К сохраненным авторским рукописям относится и музыка на слова неизвестного автора «Вечная дорога». В первый раз я услышала это произведение в гостях у певицы Марлены Мош и ее супруга, пианиста Александра Малкуса. Исполнение предваряла история о том, как Амаяк, бродя у моря, нашел листок со стихами… Если слова приходят к композитору сами, к ним уже нельзя отнестись как к авторским стихам, к ним неприменима формула «нравится – не нравится». Явившиеся Амаяку Моряну слова были восприняты им как заклинание, и единственным равноценным ответом стала его музыка к ним.
Чем завершается река?
Она уходит в море.
А дни, и годы, и века –
В небесные просторы.
И перед сумрачным истцом
Замолкнут все столетья,
Как пред воскресным алтарем
Вдруг замолкают сплетни.
Вечная дорога вниз,
Вечная дорога вдаль,
Вечная дорога высь,
Вот и ничего не жаль.
Куда деваются слова?
Конечно, в разговоры.
А дни, и годы, и века
Не познаются в спорах.
И перед сказочным творцом
Замолкнут все столетья,
Как пред воскресным
алтарем
Вдруг умолкают дети.
Вечная дорога вниз…
Карина Зурабова. Амаяк.– М: Сам полиграфист, 2022, – 108 с |
Шел по берегу.
Море у кромки плескало.
Слушал ритмы прибоя
и речитативы песка.
Где-то с пенным аккордом
карабкались волны на скалы.
Прошивал партитуру
сигнальный пунктир
маяка.
И мелодия песни слагалась
без всяких усилий.
Поднимала, как сеть,
из пучины созвучий улов.
Всё в ней было: мерцание рыб
и рептилий,
страсть, стихия, свобода…
Но не было слов.
И, как будто сочувствуя
и соучаствуя или
откровенно смеясь
над упрямством логических схем,
волны вынесли лист, –
и, расправив у ног, отступили, –
со словами стихов,
сочиненных неведомо кем
о бездонности моря,
куда устремляются реки,
о бездонности неба –
о том, что превыше всего,
о мгновениях жизни,
ушедших в бессмертные треки,
и о том, как отчаянно жаль,
что не жаль ничего.
Книга «Амаяк» небольшого объема и небольшого формата. Но она с большим уважением и теплом рассказывает о незаурядной личности, о чертах характера, привычках, о принципах сочинения и авторского исполнения музыки, раскрывает биографические сведения, сказавшиеся на формировании непростой судьбы Амаяка Моряна в искусстве.
Центральную содержательную часть книги составляют воспоминания жены композитора, Карины Зурабовой, из которых видно, что насколько глубоко Амаяк был погружен в любимое дело, насколько далек был от будничных реалий и амбициозности. Жил «как птица на ветке», как истинный художник. Ведь на заботы о житейском благополучии нет уже ни сил, ни желания, когда искусство требует нерационального максимума усилий даже при решении малой творческой задачи.
комментарии(0)