«Город мы воспринимаем в связи с природой, которая кладет на него свой отпечаток; город доступен нам не только в частях, во фрагментах, как каждый исторический памятник, но во всей своей цельности; наконец, он не только прошлое, он живет с нами своей современной жизнью, будет жить и после нас, служа приютом и поприщем деятельности наших потомков. Город для изучения – самый конкретный культурно-исторический организм. Душа его может легко раскрыться нам». Так писал выдающийся ученый и просветитель Николай Анциферов в своей книге «Душа Петербурга», которой в эти дни исполняется 100 лет.
Он еще до революции, будучи студентом историко-филологического факультета, начал интересоваться литературным краеведением. Анциферов знал и любил Петербург Достоевского и Блока, Москву Пушкина, Тургенева и Герцена. Был изумительным рассказчиком, кумиром интеллигенции. Он анализировал образ города в творчестве писателей и отображение урбанистической среды в художественном тексте. Позже Анциферов руководил семинарами по изучению Петербурга и Павловска, выступал с докладами и лекциями, водил экскурсии по городу и пригородам. Он считал, что город нельзя изучать «механически», как набор достопримечательностей, а нужно пытаться «вступить в проникновенное общение с гением его местности». По убеждению Николая Павловича, город или памятник должны быть источником эстетического впечатления и нравственного переживания.
На основе своих раздумий и разысканий Анциферов создал книгу «Душа Петербурга» – шедевр поэтического краеведения, одну из лучших работ о Северной столице. (Само понятие «краеведение» появилось в России именно тогда, в начале 20-х годов.) Следующую книгу, «Быль и миф Петербурга», ученый также написал в форме историко-культурных экскурсий. Предметами его исследований в разные годы становились Новгород, Ярославль, города Подмосковья.
Труды Анциферова напоминают нам сегодня, что краеведческая книга – не просто пища для ума. Это зачастую и приглашение к путешествию. Хорошо написанный рассказ о городах, ландшафтах, культурном наследии и выдающихся людях зовет в дорогу не менее убедительно, чем рекламный баннер туристической фирмы. На авторе такой книги лежит особая ответственность. Он должен понять и донести до читателей душу того края, о котором ведет речь. Иначе его работа останется сухим списком «рекомендуемых к посещению» мест.
комментарии(0)