0
3903
Газета Non-fiction Печатная версия

06.07.2022 20:30:00

Воздвиг дьявол распрю

Владимир Мономах участвовал в военных походах с 14 лет

Тэги: история, россия, владимир мономах, распри, войны, дьявол, византия, киев, москва


21-15-1480.jpg
Мономах не был идеальным правителем.
Борис Чориков. Гравюра «Усмирение
Владимиром Мономахом новгородцев
в 1116 году».  Иллюстрация из книги
Духоподъемные легенды важны для каждого народа, в том числе и русского – здесь мы упоминаем это определение вне категорий национальности. Одна из важных для так называемого «русского мира» идей – концепция Третьего Рима, а четвертому не быть. Владимир Мономах много сделал для преемственности Руси от Византии, однако знаменитая шапка, точнее, несколько таковых – прославленные инсигнии московских царей, как и прочие «Мономаховы дары», есть значительные, однако лишь идейно пришедшие из Византии предметы. Да и сам Владимир имел к семье Мономахов весьма косвенное отношение.

Исследование кандидита исторических наук, специалиста по Древней Руси и средневековой Европе Дмитрия Боровкова, по сути, реконструкция жизни Владимира на основе исторических и позднейших текстов. Он – единственный из великих князей, оставивших хоть краткую, но автобиографию, ставшую частью его знаменитого «Поучения», там, где «два тура метали меня на рогах с конем вместе».

На основе этого документа, неизбежно политизированного ко времени, дошедшего до нас лишь в списке Лаврентьевской летописи, все почему-то решили, что о князе Владимире известно все или больше, чем об иных. Книга Боровкова выявляет удивительный феномен. С одной стороны, для историка нет документа, археологического источника – нет и вопроса. С другой – наличие документов порой порождает столько вопросов, что разбираются с ними столетиями. Например, как указывает автор, даже Саксон Грамматик, «как и составители большинства исландских «королевских» саг... смешивает Владимира Мономаха с его дедом Ярославом». Ярослав завещал детям жить в мире, но, как часто бывало, напрасно. Составители наших летописей князей не путали, но часто писали, соображаясь с текущей политикой. Так, отношения Ярославичей изображались идиллическими, а затем, под 1703 годом, записано: «И воздвиг дьявол распрю в братьи этой – в Ярославичах. Ушел Изяслав из Киева (изгнанный братьями Святославом и Всеволодом. – С.Ш.)... в Польшу со многим богатством, говоря, что «этим найду воинов». Все это поляки отняли у него и выгнали его...» Владимир Мономах рос в обстановке жестоких противоречий между князьями, даже братьями. И несмотря на то что он считается усмирителем половцев, первые военные походы, в которых он участвовал с 14 лет, были походами междоусобными.

21-15-11250.jpg
Дмитрий Боровков. Владимир
Мономах. Между историей
и легендой.– М.:
Центрполиграф, 2021. – 254 с.  
Брак византийского императора Константина XI с Зоей был бездетным, но Константин до этого был женат дважды и имел официальную фаворитку, и скорее всего матерью Владимира Всеволодовича – у русских книжников «царица грекиня» – была внебрачная дочь императора, которая не могла считаться порфирородной.

Методично исследуя документы, склоняясь к мнению то одного историка, то другого, высказывая собственные идеи, Владимир Боровков из мельчайших фрагментов выстраивает портрет и жизненный путь Владимира Всеволодовича Мономаха. Каковы бы ни были подробности его происхождения, значение деятельности этого государя очень серьезно. При нем присмирели буйные князья и алчные бояре. Многое говорит о том, что именно Владимир ввел «Устав», который подробно анализирует Боровков и который регулировал экономическую деятельность вплоть до взимания процентов. Он предпочитал решать проблемы «отчин», «волостей» за счет земель на правобережье Днепра, сохраняя земли по левому берегу неделимыми. По-видимому, Владимир любил вятичское Залесье, устраивал там «ловы», и, хотя дела непрестанно призывали его в многоязыкий Киев, именно сюда, в Северо-Восточную Русь, его внук Андрей Боголюбский Мономашич фактически перенес столицу Древней Руси, здесь воздвиглась Москва. В главе «Владимир Мономах и его «Поучение» дано самое современное исследование знаменитого текста, по словам его автора, «собственного слабого ума наставление» с фрагментом из Василия Великого: юноша должен «иметь душу чистую... тело худое, беседу кроткую... не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать...»

Нам сейчас трудно себе представить, насколько искренне воспринимались, как были важны эти постулаты для человека Древней Руси, даже и княжича. Книга доказывает, что Владимир Мономах не был идеальным правителем. Все же было в нем что-то византийское: князь приложил немало усилий, чтобы его образ остался в веках именно таким.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1263
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
514
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
481
От Амальрика до Якира

От Амальрика до Якира

Мартын Андреев

Грани и оттенки инакомыслия

0
1074

Другие новости