Мономах не был идеальным правителем. Борис Чориков. Гравюра «Усмирение Владимиром Мономахом новгородцев в 1116 году». Иллюстрация из книги |
Исследование кандидита исторических наук, специалиста по Древней Руси и средневековой Европе Дмитрия Боровкова, по сути, реконструкция жизни Владимира на основе исторических и позднейших текстов. Он – единственный из великих князей, оставивших хоть краткую, но автобиографию, ставшую частью его знаменитого «Поучения», там, где «два тура метали меня на рогах с конем вместе».
На основе этого документа, неизбежно политизированного ко времени, дошедшего до нас лишь в списке Лаврентьевской летописи, все почему-то решили, что о князе Владимире известно все или больше, чем об иных. Книга Боровкова выявляет удивительный феномен. С одной стороны, для историка нет документа, археологического источника – нет и вопроса. С другой – наличие документов порой порождает столько вопросов, что разбираются с ними столетиями. Например, как указывает автор, даже Саксон Грамматик, «как и составители большинства исландских «королевских» саг... смешивает Владимира Мономаха с его дедом Ярославом». Ярослав завещал детям жить в мире, но, как часто бывало, напрасно. Составители наших летописей князей не путали, но часто писали, соображаясь с текущей политикой. Так, отношения Ярославичей изображались идиллическими, а затем, под 1703 годом, записано: «И воздвиг дьявол распрю в братьи этой – в Ярославичах. Ушел Изяслав из Киева (изгнанный братьями Святославом и Всеволодом. – С.Ш.)... в Польшу со многим богатством, говоря, что «этим найду воинов». Все это поляки отняли у него и выгнали его...» Владимир Мономах рос в обстановке жестоких противоречий между князьями, даже братьями. И несмотря на то что он считается усмирителем половцев, первые военные походы, в которых он участвовал с 14 лет, были походами междоусобными.
Дмитрий Боровков. Владимир Мономах. Между историей и легендой.– М.: Центрполиграф, 2021. – 254 с. |
Методично исследуя документы, склоняясь к мнению то одного историка, то другого, высказывая собственные идеи, Владимир Боровков из мельчайших фрагментов выстраивает портрет и жизненный путь Владимира Всеволодовича Мономаха. Каковы бы ни были подробности его происхождения, значение деятельности этого государя очень серьезно. При нем присмирели буйные князья и алчные бояре. Многое говорит о том, что именно Владимир ввел «Устав», который подробно анализирует Боровков и который регулировал экономическую деятельность вплоть до взимания процентов. Он предпочитал решать проблемы «отчин», «волостей» за счет земель на правобережье Днепра, сохраняя земли по левому берегу неделимыми. По-видимому, Владимир любил вятичское Залесье, устраивал там «ловы», и, хотя дела непрестанно призывали его в многоязыкий Киев, именно сюда, в Северо-Восточную Русь, его внук Андрей Боголюбский Мономашич фактически перенес столицу Древней Руси, здесь воздвиглась Москва. В главе «Владимир Мономах и его «Поучение» дано самое современное исследование знаменитого текста, по словам его автора, «собственного слабого ума наставление» с фрагментом из Василия Великого: юноша должен «иметь душу чистую... тело худое, беседу кроткую... не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать...»
Нам сейчас трудно себе представить, насколько искренне воспринимались, как были важны эти постулаты для человека Древней Руси, даже и княжича. Книга доказывает, что Владимир Мономах не был идеальным правителем. Все же было в нем что-то византийское: князь приложил немало усилий, чтобы его образ остался в веках именно таким.
комментарии(0)