0
4131
Газета Non-fiction Печатная версия

06.07.2022 20:30:00

Персидские века

Подвиги древних шахов и реальные истории о героях из простого народа

Тэги: история, иран, персия, восток, каллиграфия, персидские кошки, ираноиракская война, шахи, европа


история, иран, персия, восток, каллиграфия, персидские кошки, ирано-иракская война, шахи, европа Серебряные персидские ножны с традиционным орнаментом. Фото Арти Д. Александер. Иллюстрация из книги

Века переменчивой иранской истории, великих империй и власти чужеземных завоевателей, покорителей Азии, плавно переходят в противостояние европейским державам и перемены в самой стране, стремившейся в ХХ веке не только догнать Европу, но и сохранить самобытность. Книга историка и писателя посвящена тому, как на протяжении разных эпох формировалось государственное устройство Персидской империи, развивались ее наука и культура, а также торговые и дипломатические связи с сопредельными странами. Издание содержит почти 500 черно-белых и цветных иллюстраций. Отрывок из него печатался в «НГ-EL» от 18.11.21.

При работе над книгой автор обращался и к научным изданиям, выпущенным при поддержке Фонда Ибн Сины. Так, целую главу он посвятил творчеству прославленного поэта-суфия Махмуда Шабистари. Подспорьем для писателя послужил труд Андрея Лукашева «Мир смысла в немногих словах. Философские взгляды Махмуда Шабистари в контексте эпохи» – блистательный анализ стихотворного трактата мистика «Цветник тайны». Слово «цветник» в названии философской поэмы Шабистари указывает на верность суфия поэтическому направлению мистицизма, в традиции которого возвышенное мистическое стремление к Абсолюту выражалось при помощи ярких метафор.

В других разделах книги автор рассказывает о развитии персидской каллиграфии. Книга проиллюстрирована примерами из труда современного мастера этого искусства Хамида-Резы Келичхани «Иранская каллиграфия. Знакомство с традицией»; это поможет читателю уяснить своеобразие известных почерков и увидеть традиционные инструменты мастеров. Особенно благоприятным для каллиграфов выдался XIX век, когда подданные шаха зажили спокойной и сытой жизнью, а шахи – покровительствовали мастерам изысканного письма.

Подробности литературной жизни – судьбы поэтов, особенности различных жанров поэзии и прозы – Громов проиллюстрировал фрагментами двухтомника Марины Рейснер и Анны Ардашниковой «Персидская литература в IX–XVIII веках». Начало классической персидской литературе положило арабское завоевание; однако ее сюжеты и даже герои не утрачивали своей связи с древнеиранской традицией.

21-15-12250.jpg
Алекс Бертран Громов. Иран.
От Кира Великого до аятоллы
Хомейни.– М.: Садра, 2022. –
536 с. (Следы времен)
«В середине XIX века в Персии начались первые научные раскопки древних сооружений. В начале XX века в стране возрос интерес к своей истории и старинным памятникам, архитектурным и рукописным. В 1910 году возникла Персидская Служба древностей, руководителем стал известный поэт (обладатель придворного титула «глава поэтов» при Мозафереддин-шахе), общественный деятель и участник конституционной революции Ирадж-Мирза, знаток родной и европейской литературы и нескольких языков (в том числе русского). Ирадж-Мирза был отдаленным родственником правящих шахов династии Каджаров. Через пять лет в столице был создан первый персидский музей древностей, демонстрировавший посетителям около трехсот артефактов».

Но несмотря на то что эпоха правления Каджаров имела положительные черты, последний шах из этой династии был одним из худших персидских правителей, неумелым и жадным до личных удовольствий, проводившим большую часть времени своего царствования в Европе. Это подробно описано в главе «Последний Каджар на троне».

Короткий период – чуть больше полувека, 53 года, – владычества следующей династии Пехлеви стал временем глобальных изменений в жизни не только Ирана, но и всего мира. Первоначально прежняя персидская аристократия втихомолку презирала новоявленного шаха за его солдафонские манеры и презрение к дворцовому этикету. Реза-шаха считали – и вполне заслуженно – плебеем и выскочкой, самодуром с огромными амбициями. Но часть проведенных им реформ пошла на благо стране. Апофеозом царствования династии Пехлеви стало потрясшее весь мир своим размахом и роскошью празднование 2500-летия Персидской империи в 1971 году.

Вместе с последним шахом ушла эпоха имперского величия, дворцовых ритуалов, стилизованных под древность, чтобы показать преемственность власти. В новой послереволюционной истории Ирана уже не было места шахам, их угодливым министрам и безжалостным спецслужбам. Разразилась ирано-иракская война. На место историй о мифических (а может, отчасти и реальных) подвигах древних шахов пришли реальные истории о героях из простого народа, сражавшихся на фронте. А на основе сюжетов классических произведений иранские авторы написали новые книги.

В подготовке книги к изданию принимали участие специалисты издательства «Терраарт», работавшие над предыдущей книгой серии и рядом других исторических изданий о Востоке и СССР, в том числе дизайнер А. Санти. Арти Д. Александер, этнограф, предоставила для книги эксклюзивный материал и фотографии по старинному восточному холодному оружию. Также она для издания поделилась данными о первом появлении в Европе персидских кошек. Gorbe-ye irani, или «иранский кот» – наиболее популярная порода длинношерстных кошек, в настоящее время различают более 100 разновидностей по окрасу. Ольга Шатохина, редактор книги, написала развернутый комментарий, посвященный вестернизации одежды иранцев при первом шахе Пехлеви и влиянию традиционного искусства Ирана на стиль ар-деко.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
512
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1672
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
743
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
668

Другие новости