Серебряные персидские ножны с традиционным орнаментом. Фото Арти Д. Александер. Иллюстрация из книги
Века переменчивой иранской истории, великих империй и власти чужеземных завоевателей, покорителей Азии, плавно переходят в противостояние европейским державам и перемены в самой стране, стремившейся в ХХ веке не только догнать Европу, но и сохранить самобытность. Книга историка и писателя посвящена тому, как на протяжении разных эпох формировалось государственное устройство Персидской империи, развивались ее наука и культура, а также торговые и дипломатические связи с сопредельными странами. Издание содержит почти 500 черно-белых и цветных иллюстраций. Отрывок из него печатался в «НГ-EL» от 18.11.21.
При работе над книгой автор обращался и к научным изданиям, выпущенным при поддержке Фонда Ибн Сины. Так, целую главу он посвятил творчеству прославленного поэта-суфия Махмуда Шабистари. Подспорьем для писателя послужил труд Андрея Лукашева «Мир смысла в немногих словах. Философские взгляды Махмуда Шабистари в контексте эпохи» – блистательный анализ стихотворного трактата мистика «Цветник тайны». Слово «цветник» в названии философской поэмы Шабистари указывает на верность суфия поэтическому направлению мистицизма, в традиции которого возвышенное мистическое стремление к Абсолюту выражалось при помощи ярких метафор.
В других разделах книги автор рассказывает о развитии персидской каллиграфии. Книга проиллюстрирована примерами из труда современного мастера этого искусства Хамида-Резы Келичхани «Иранская каллиграфия. Знакомство с традицией»; это поможет читателю уяснить своеобразие известных почерков и увидеть традиционные инструменты мастеров. Особенно благоприятным для каллиграфов выдался XIX век, когда подданные шаха зажили спокойной и сытой жизнью, а шахи – покровительствовали мастерам изысканного письма.
Подробности литературной жизни – судьбы поэтов, особенности различных жанров поэзии и прозы – Громов проиллюстрировал фрагментами двухтомника Марины Рейснер и Анны Ардашниковой «Персидская литература в IX–XVIII веках». Начало классической персидской литературе положило арабское завоевание; однако ее сюжеты и даже герои не утрачивали своей связи с древнеиранской традицией.
Алекс Бертран Громов. Иран. От Кира Великого до аятоллы Хомейни.– М.: Садра, 2022. – 536 с. (Следы времен) |
Но несмотря на то что эпоха правления Каджаров имела положительные черты, последний шах из этой династии был одним из худших персидских правителей, неумелым и жадным до личных удовольствий, проводившим большую часть времени своего царствования в Европе. Это подробно описано в главе «Последний Каджар на троне».
Короткий период – чуть больше полувека, 53 года, – владычества следующей династии Пехлеви стал временем глобальных изменений в жизни не только Ирана, но и всего мира. Первоначально прежняя персидская аристократия втихомолку презирала новоявленного шаха за его солдафонские манеры и презрение к дворцовому этикету. Реза-шаха считали – и вполне заслуженно – плебеем и выскочкой, самодуром с огромными амбициями. Но часть проведенных им реформ пошла на благо стране. Апофеозом царствования династии Пехлеви стало потрясшее весь мир своим размахом и роскошью празднование 2500-летия Персидской империи в 1971 году.
Вместе с последним шахом ушла эпоха имперского величия, дворцовых ритуалов, стилизованных под древность, чтобы показать преемственность власти. В новой послереволюционной истории Ирана уже не было места шахам, их угодливым министрам и безжалостным спецслужбам. Разразилась ирано-иракская война. На место историй о мифических (а может, отчасти и реальных) подвигах древних шахов пришли реальные истории о героях из простого народа, сражавшихся на фронте. А на основе сюжетов классических произведений иранские авторы написали новые книги.
В подготовке книги к изданию принимали участие специалисты издательства «Терраарт», работавшие над предыдущей книгой серии и рядом других исторических изданий о Востоке и СССР, в том числе дизайнер А. Санти. Арти Д. Александер, этнограф, предоставила для книги эксклюзивный материал и фотографии по старинному восточному холодному оружию. Также она для издания поделилась данными о первом появлении в Европе персидских кошек. Gorbe-ye irani, или «иранский кот» – наиболее популярная порода длинношерстных кошек, в настоящее время различают более 100 разновидностей по окрасу. Ольга Шатохина, редактор книги, написала развернутый комментарий, посвященный вестернизации одежды иранцев при первом шахе Пехлеви и влиянию традиционного искусства Ирана на стиль ар-деко.
комментарии(0)