Он прожил почти 100 лет, хотя много раз должен был погибнуть. Николай Раевский. Иллюстрация из книги |
Он прожил почти 100 лет, хотя много раз должен был погибнуть. На фронте Первой мировой в Закарпатье, в Дроздовской дивизии на Перекопе, когда Белая армия постепенно сдавала Крым. Капитан Раевский тогда два раза переболел возвратным тифом. Через двадцать лет нацисты вошли в Прагу, и он был арестован гестапо. Прошло еще пять лет, и последовал новый поворот судьбы, выбросивший его в лагеря.
Может быть, люди старшего поколения помнят, каким событием стала в годы застоя книга Николая Раевского «Портреты заговорили», вышедшая в Алма-Ате. Она буквально, как какой-то град Китеж, вернула нам мир, который окружал Пушкина. Не идеологизированных борцов с самодержавием, а дворян, князей, членов императорской фамилии. Автором ее был Николай Алексеевич Раевский, прошедший к тому времени годы лагерей и ссылок. Он после Сибири перебрался в солнечный Казахстан и там работал в Институте клинической и экспериментальной хирургии. Составлял библиографию медицинских трудов и увлеченно работал над созданием Музея хирургии Казахстана.
Но Пушкин никогда не отпускал его. Великий поэт вошел в жизнь Раевского в Праге, где Николай Алексеевич оказался в эмиграции после боев на Перекопе и пребывания вместе с другими частями покинувшей Россию армии генерала Врангеля на полуострове Галлиполи, а потом в Северной Болгарии.
Белый исход глазами офицера армии Врангеля: Комментированное научное издание произведений Н.А. Раевского «Дневник галлиполийца» и «Русский гарнизон в Болгарии» / Сост. Е.И. Беликова, А.Г. Акимов. Вступ. ст. О.И. Карпухина, Э.Ф. Макаревича, А.А. Колесникова. – М.: Леннад, 2021. – 512 с. |
Однако были еще рукописи Раевского, которые остались в Чехословакии, в созданном эмигрантами Русском заграничном архиве. Это дневники первых лет в эмиграции 1921–1924 годов, которые Николай Алексеевич провел в ставшем сегодня знаменитом лагере русских беженцев на турецком полуострове Галлиполи, а потом в Болгарии, куда были выведены части Белой армии. Конечно, в доперестроечном СССР о публикации этих материалов не могло быть и речи. Но сегодня, когда пражский заграничный архив, ныне находящийся в составе Государственного архива РФ, открыт, записки Раевского наконец-то увидели свет.
Произошло это благодаря неизменному покровителю Раевского в последние годы его жизни и публикатору ряда работ о нем Олегу Карпухину, внучатому племяннику Николая Алексеевича Алексею Акимову, хранителю архива писателя Елене Беликовой, а также историкам Эдуарду Макаревичу и Александру Колесникову. В результате их неустанной работы увидела свет книга Николая Раевского «Белый исход» глазами офицера армии Врангеля», куда вошли «Дневник галлиполийца» и «Русский гарнизон в Болгарии». Почти одновременно в издательстве «Вече» еще раз опубликован «Русский гарнизон в Болгарии».
Эти записки Раевского – ценнейший источник по истории русской эмиграции, ее первоначальному этапу. Мы можем, словно изнутри, окунуться в жизнь русской армии, которая продолжала после исхода из Крыма в 1920 году исполнять присягу уже несуществовавшей стране. Раевский записывает рассказы солдат и офицеров, пишет, как ставились церкви, организовывались занятия для солдат, как в условиях скудного снабжения и неопределенности русские изгнанники продолжали оставаться людьми.
Николай Раевский. Русский гарнизон в Болгарии: Орхание – София – Прага. Военные мемуары. – М.: Вече, 2021. – 520 с |
Так же ярко и мощно выписаны годы пребывания в Болгарии, где в городе Орхание Раевский провел более трех лет. Мы видим, как постепенно тают надежды на быстрое возвращение в Россию и как продолжалась каждодневная борьба за жизнь и человеческое достоинство.
Жизнь Раевского – пример удивительного, если вспомнить пушкинские слова, «самостояния человека» и победы интеллигентного и талантливого человека над невыносимыми ударами судьбы.
комментарии(0)