Искусство всегда служит вечной правде. Кузьма Петров-Водкин. 1919 год. Тревога. 1934. Русский музей |
Однако он считал, что картины должны свидетельствовать сами за себя, целые школы искусствоведов продолжают разгадывать его полотна, знаки и символы, которые он оставил нам. В его работах справедливо видят традиции иконописи, которых он придерживался. Даже, к примеру, выписывая женщин в революционном Петрограде. Специалисты называли также влияние вывесок русских приволжских городов. А некоторые картины заставляют вспоминать об изысканности модерна или ярости французских фовистов. Но одно несомненно – в каждом своем произведении художник говорит о вечности, о каком-то космосе, который присутствует в нашей жизни. И всегда в центре его творчества была Россия.
И при всем том мастер оставил очень много размышлений о себе, о мире и роли в нем искусства, о методике написания картин. Он вел дневники, математически выверенно обдумывал картины, оставляя об этом записи в заметках и статьях. В советское время много выступал перед различными аудиториями, объясняя логику создания произведения. И всегда перед ним был план того, что он собирался донести собравшимся. Недаром один из его докладов, излагавших основы его взглядов, назывался «Наука видеть».
«Для человека нет в человеке врага; один для другого – это зеркало его собственных бурь и страстей, раздумий и нежности, оба плечом к плечу пробивают совместными усилиями забронированную тайну природы», – писал он.
Валентина Бородина. К.С. Петров-Водкин. Новая оптика для коллектива Земли. – Хвалынск, 2021. – 388 с. |
Во многом истории создания этого метода, творческих поисков Кузьмы Сергеевича и посвятила свою книгу Валентина Ивановна Бородина. Она служит Петрову-Водкину, служит в прямом знамении этого старинного русского слова. Заведующая Хвалынским художественным мемориальным музеем К.С. Петрова-Водкина, душа множества семинаров, научных конференций, автор ряда статей в буклетах и сборниках, посвященных великому мастеру. А еще она много пишет о истории Хвалынска, родины Кузьмы Сергеевича.
Итак, перед нами большая, прекрасно изданная со множеством иллюстраций книга, первая часть которой отдана проникновению в суть творчества мастера, становлению его неповторимой манеры видения мира. Все это основано на многочисленных цитатах из писем и книг самого художника либо на свидетельствах его современников.
И, конечно, событием в искусствознании стал второй раздел этого издания: «К.С. Петров-Водкин. Теоретическое наследие мастера». Здесь его статьи, стенограммы выступлений, где он дотошно объясняет, почему он писал так, а не как-то иначе. Да и названия самих работ – «Живопись как ремесло», «Декоративность и психологизм», «Письма об искусстве», «На рубеже искусств», «Письма о живописи и об искусстве вообще» – говорят сами за себя. Причем автор проделала огромную работу, проанализировав архив художника, хранящийся в Российском государственном архиве литературы и искусства, и представив ряд материалов Петрова-Водкина впервые.
«Искусство всегда выводит жизнь из тупиков «настроений» и «мод», служит вечной правде», – писал Кузьма Сергеевич. Остается только еще раз сказать спасибо всем, благодаря которым в родном городе мастера вышла эта замечательная книга, позволяющая во многом приблизиться к тайнам великого мастера.
комментарии(0)