0
4090
Газета Non-fiction Печатная версия

27.04.2022 20:30:00

Церковь – хребет России

Краткий курс евразийской колонизации

Глеб Елисеев

Об авторе: Глеб Анатольевич Елисеев – историк, литературный критик.

Тэги: история, москва, колонизация, россия, евразия, европа, азия, орда, православие, византия, религия, цивилизация


история, москва, колонизация, россия, евразия, европа, азия, орда, православие, византия, религия, цивилизация Россия – это не Скандо-Византия. Фото Андрея Щербака-Жукова

Хотя в названии книги российских историков Дмитрия Михайловича Володихина и Дмитрия Моисеевича Михайловича и стоит в качестве главного элемента словосочетание «Московское царство», в реальности этот удачный и многосмысленный текст значительно шире и глубже. Фактически в нем идет речь о раскрытии важнейших механизмов становлении России именно как державы привычного нам, современным русским, общеевразийского масштаба.

В самом начале книги авторы формулируют принципиальный подход, на котором и будет зиждиться их анализ истории и хода российской колонизации евразийских пространств: «Россия никогда не была Европой. Россия никогда не была Азией». Это важнейшее восприятие России как фактически отдельной и своеобразной цивилизации не единожды будет подчеркнуто Володихиным и Михайловичем. Например, таким образом: «Итак, Россия не Европа и не Азия. Россия не Орда, не особая разновидность Орды, не наследница Орды и не хранительница «евразийского кода монгольской империи». Не Скандо-Византия, не Азиопа, не евразийская держава. Россия – православное царство, наследник константинопольского православного царства. Особый мир. Мир сам-по-себе. Сердцевина Евразии. Тот столб, к которому с запада и востока прислонились Европа и Азия».

И подобная верность изначально заданным теоретическим основам и подходам способствует тому, что книга «Московское царство: процесс колонизации XV–XVII вв.» выглядит удивительно цельным и концептуально проработанным историческим исследованием.

С подавляющим большинством выводов авторов не то что не хочется спорить. С ними невозможно спорить. Они безукоризненно точны, хоть и касаются очень непростых моментов отечественной истории.

15-15-12250.jpg
Дмитрий Михайлович, Дмитрий
 Володихин. Московское
царство: процесс колонизации
XV–XVII вв.– М.: Центрполиграф,
2021. – 190 с. (Новейшие
исследования
 по истории России).
В книге Володихина и Михайловича справедливо отмечается, что сложнейшая проблема колонизации Северной Евразии была давно поставлена в нашей исторической литературе, но до сих пор далека от разрешения. Понятно, что на колонизациионный процесс влиял целый комплекс побудительных причин, и можно долго дискутировать о том, какая именно из них главная. Однако авторы книги справедливо сосредоточили особое внимание на религиозной составляющей этой экспансии, обычно оказывающейся вне поля зрения исследователей. Восприятие России как отдельной цивилизации, в основе которой лежит восточное христианство, позволило Володихину и Михайловичу показать, как распространение православного вероучения совпадало с колонизационными усилиями русского народа и русского государства. И совершенно верным является еще одно принципиальное заявление соавторов: «Русская цивилизация – прежде всего цивилизация церковная. Религиозная. Православие – самый глубинный ее код. Церковь – ее хребет».

Подкупает при чтении этого исследования и то, что в этой не самой большой по объему книге авторы дают собственные удачные ответы на многие конкретные и сложные вопросы отечественной истории. И это происходит не на «пустом месте», а является четким и конкретным продолжением выводов из наблюдений, сделанных в других, более специализированных работах Володихина и Михайловича.

Например, нельзя не согласиться с такой их характеристикой «местничества», которое по обычной историографической традиции принято воспринимать скорее отрицательно: «Итак, местничество давало нашей знати способ мирно решать проблемы, связанные с конкуренцией при дворе. Судиться, а не устраивать кровопролитные «наезды». Вести тяжбы, а не поднимать восстания. Сколько человеческих жизней спасло местничество!»

Впрочем, наряду с обоснованными, но, может быть, иногда и резковато продекларированными выводами относительно исторических процессов и событий в «Московском царстве: процесс колонизации XV–XVII вв.» попадаются высказывания, сделанные, кажется, только для эпатажа. Например, такая характеристика: «Россия – разросшаяся «Спарта». Да, в дальнейшем тексте Володихин и Михайлович сами подчеркивают условность такого определения и его некоторую несерьезность, но в результате ощущение определенного «публицистического перехлеста» у читателей все равно остается. А это в значительной степени контрастирует с прочной обоснованностью большинства других выводов и характеристик, сделанных соавторами.

Впрочем, данное замечание – это скорее «брюзжание для порядка», чем серьезная критика замечательной, наполненной оригинальными мыслями книги, которая воистину оказывается «томов премногих тяжелее».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
561
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
964
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1890
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
902

Другие новости