Александр Солженицын, Наталья Солженицына, Никита Струве. Открытие библиотеки-фонда «Русское Зарубежье». 7 декабря 1995 года. Иллюстрация из книги
«Всякий мыслитель служит. Он служит человечеству, а если он верующий, он служит и Богу» – так говорил в одном из интервью Никита Алексеевич Струве (1931–2016). Именно благодаря ему впервые были изданы книги, определившие российское самосознание. В первую очередь, конечно, «Архипелаг ГУЛАГ». Но не только. Именно он почти полвека возглавлял русское парижское издательство YMCA-PRESS, в котором вышли «Собачье сердце» Михаила Булгакова, «Чевенгур» Андрея Платонова, ряд стихов Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, произведения русских религиозных философов эпохи Серебряного века.
И еще Никита Алексеевич десятилетиями возглавлял журнал «Вестник РСХД», где печатались статьи, посвященные преследованиям верующих в СССР, церковным вопросам, наследию Николая Бердяева, о. Сергия Булгакова, Семена Франка, Густава Шпета и многих других представителей русского ренессанса начала ХХ века.
Никита Струве. Встреча с Россией. Статьи, доклады, воспоминания, беседы, письма и другие материалы. – Москва – Париж: Русский путь – YMCA-PRESS, 2021. – 640 с. |
О чем он думал, что его волновало и что он отстаивал, мы сегодня можем понять, взяв в руки этот том. Составили книгу верная соратница Никиты Алексеевича нынешний главный редактор «Вестника Русского христианского движения» (РХСД) Татьяна Викторова и специалист по истории русского православного зарубежья Наталья Ликвинцева. Ряд переводов сделан Светланой Дубровиной. Это сборник. Собрание различных статей, заметок, интервью.
Вначале – предисловия, которыми он несколько десятков лет открывал выпуски «Вестника РСХД». Здесь и проблемы свободы и власти в православии, и заметки, посвященные деятелям русской культуры. Один из главных героев книги, конечно, Солженицын. С ним и Натальей Солженицыной Cтруве дружил и работал почти 40 лет. Он вспоминает, что, когда первый раз увидел великого писателя сразу после высылки из СССР, тот сказал ему: «Я вижу день своего возвращения в СССР. И вы вернетесь». Обратите внимание, что на дворе тогда стоял 1974 (!) год. Никита Алексеевич вообще рассматривал Солженицына как пророка, как человека, посланного осветить трагедию России ХХ века. Он восхищался его работоспособностью, пытался разъяснить западному миру величие и своеобразие писателя. Значительная часть книги направлена именно на это – рассказать и объяснить русскую драму, еще раз напомнить о великих именах Серебряного века и о тех, кто служил православной вере в изгнании.
В книге представлены также такие разделы, как «Церковь и богословие», «Живые лица», где даны зарисовки многих писателей и богословов прошлого и современности.
комментарии(0)