Полковник Эрнест фон Валь не был ни трусом, ни глупцом, но от исполнения офицерского долга предпочел уклониться. Фото из Архива русской эмиграции при Храме Живоначальной Троицы в Брюсселе |
По большому счету, слова некогда популярной песни на стихи Демьяна Бедного «В Красной армии штыки, чай, найдутся/ Без тебя большевики обойдутся» в той же мере отражают взгляды населения и на противников коммунистов. Не стало исключением и офицерство императорской армии. Оккупировавшее тылы белогвардейцев, оно менее всего стремилось на фронт, а многие из них предпочитали попросту жить частным образом, даже не служа в тыловых структурах деникинских или колчаковских войск. По подсчетам ряда историков, около 20% из примерно 276 тыс. «золотопогонников» вообще не участвовали в русской смуте.
Среди них оказался и полковник Эрнест фон Валь (1878–1949). При этом он не был трусом. В 1915-м «за отличия в делах против неприятеля» получил орден Святого Владимира IV степени – награду за личную храбрость. Не был он и глупцом. Дураки не оканчивают Николаевскую академию генерального штаба «по первому разряду». Фон Валь честно писал, что не верил в победу белого дела. Поэтому воспоминания полковника о Гражданской войне в основном посвящены вопросам собственного выживания, равно как и выживания его семьи. Даже поездка в Северо-Западную армию генерала Николая Юденича по поручению другого генерала, Дмитрия Шербачева, по признанию мемуариста, была вызвана в первую очередь стремлением решить проблемы, возникшие с ревельским банком, а не желанием помочь в борьбе с большевиками. Впрочем, подобная мотивация представляется не менее интересным сюжетом в рамках исследования истории культуры повседневности. Как, например, и описание другой его поездки – из занятой немцами Риги в «белый» Крым через Украину гетмана Скоропадского, чтобы выяснить состояние своего имения.
Эрнест фон Валь. Воспоминания о Генеральном штабе. Избранные статьи о Первой мировой и Гражданской войнах. – М.: Вече, 2021. – 464 с. |
Причины неучастия фон Валя в Гражданской войне во многом объясняются статьями, включенными в настоящий сборник («Как Пилсудский погубил Деникина» или «К истории белого движения. Деятельность генерал-адъютанта Щербачева»). На их страницах полковник размышляет о роковом стремлении генералов ставить союзнические обязательства выше национальных, обернувшемся в итоге полным крахом. Ведь даже в конце Гражданской войны у контрреволюционеров оставался шанс. Когда Польша терпела поражения от Красной армии, Париж настоял на оказании помощи Варшаве со стороны Русской армии генерала Петра Врангеля. По мнению Валя, отказ или затягивание переговоров по этому вопросу вынудили бы французское правительство к более активным действиям уже собственными руками, вплоть до отправки под Вислу регулярных частей, что в корне бы изменило расклад сил.
Рассчитывать на поддержку Антанты противникам красных изначально следовало с большой осторожностью. Ведь союзники были менее всего заинтересованы в помощи исключительно белым. На раннем этапе (до заключения Брестского мира) они вообще пытались включить большевиков в свой антигерманский фронт. В дальнейшем часть стран Антанты делала ставку на возникшие новые государства (Финляндия, Прибалтика, республики Закавказья), что вызывало резкий протест у стремившихся к сохранению «единой неделимой» России Колчака или Деникина и не способствовало конструктивному взаимодействию.
И если с ошибками, допущенными антибольшевистскими правительствами в дипломатических отношениях, на которые указывает полковник, можно согласиться, то его собственное поведение в те годы верным назвать, как представляется, довольно сложно. Все-таки офицерская честь предполагает исполнение долга несмотря ни на что.
В начале чтения книги у автора родилась мысль назвать свою рецензию «Тот, который не стрелял». Однако затем от этого решения пришлось отказаться. Если герой Владимира Высоцкого не стрелял, стремясь не допустить несправедливость, то Эрнест фон Валь не стрелял, так как не верил в возможность восстановления справедливости. Думается, личная храбрость не всегда предполагает обязательное наличие чести.
комментарии(0)