0
4443
Газета Non-fiction Печатная версия

02.02.2022 20:30:00

Сквозь призму мутного дна

Ковбои, геи, «незалежность» и менеджер Дональда Трампа в водочной истории России

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – журналист, публицист.

Тэги: история, политика, журналистика, водка, россия, дональд трамп


история, политика, журналистика, водка, россия, дональд трамп И «немедленно выпить»... Фото Евгения Лесина

В прологе автор излагает свою предысторию, на волне которой он подошел к теме книги. Разочарование в журналистике, мало денег, много стресса. А также какие-то «бессмысленные газеты, где пить начинали прямо после обеда», и коллективы, где средний возраст сотрудников был слегка за 20. Среди них автор чувствовал себя «старой ветошью», чего терпеть не мог. Но случайно или волею судеб попал на собеседование где на положительное решение главреда повлияла его фамилия. «А что, будет прикольно – Пузырев, который пишет про бухло!»

Автор утверждает: несмотря на все усилия политтехнологов внутренних и внешних, роль водки для России неоспоримо огромна. На ней зарабатывают миллиарды, она же является олицетворением страны во внешнем мире.

Денис Пузырев не скрывает свою неравнодушность к герою повествования – алкоголю: «Я алкоголь знаю скорее с потребительской точки зрения. И не просто знаю, но даже очень люблю». Что правильно и хорошо, ведь равнодушный не напишет толком хорошую книгу. Не суть важно, о чем или ком, будь то водка, бог, женщина или президент. Осилит задачу только тот, кто любит или ненавидит всей душой. И любитель водки Пузырев говорит прямо: «…водка – это часть культурного кода России, такая же, как березки в чистом поле, купола деревенских церквушек, улыбка Гагарина, строки Пушкина».

Аргументирует личными «полевыми социологическими исследованиями». Пузырев многократно просил иностранцев озвучить три главных российских мема. «Это были самые разные люди из самых разных стран. И почти всегда одним из этих трех слов была «водка». Но автор не сетует на эту «клюквенную» скрепу, а предлагает принять ее как данность и просто жить с нею. И более того, Денис Пузырев предполагает, что книга его не столько про водку, сколько про саму Россию. А водка – ее мистическая сущность, считает автор.

15-1-2-t.jpg
Денис Пузырев.
Новейшая история России
в 16 бутылках водки.
Как в главном русском
напитке замешаны бизнес,
коррупция и криминал.
– М.:Individuum. 2021.
– 352 с.
Книга состоит из 14 глав, привязанных к определенной водочной марке, от «Кремлевской» и «Смирновской» до «Путинки» и «Русского стандарта». Но на самом деле название «История России в 14 бутылках водки» не совсем верное. Некоторые главы – истории многолетних брендов, переживших эпохи и множество хозяев. Такова дореволюционная «Смирновская» и советские «Кремлевская» и «Столичная». Иные посвящены региональным алкогольным эпопеям с множеством действующих лиц и брендов, как «Осетинская», «Подмосковная» и «Питерская». Наконец, Nemiroff – бренд вообще украинский. Но после такого количества персонажей и локаций ближнего и дальнего зарубежья на протяжении всего повествования «незалежность» «Немирова» уже в порядке вещей. Автор даже специально оговаривается: «Эта глава – исключение, ведь речь в ней пойдет об украинской компании Nemiroff и их знаменитой горилке. Меньше всего мне бы хотелось, чтобы меня обвиняли в имперских замашках и притязаниях на что-либо, принадлежащее Украине и ее гражданам. Поэтому не стоит в этой главе искать политику – ее здесь нет. Просто история взлета и падения Nemiroff – одного из ярчайших брендов конца 2000-х – в значительной мере происходила в России и, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы стать частью российской водочной истории».

А в истории этой много знакомых российскому читателю имен – политиков, бизнесменов, шоуменов и других селебритиз. Так много, что уже и от этого легкая оторопь берет, и рука сама невольно тянется «немедленно выпить». Но много и совсем неизвестных, закулисных бойцов алкогольного фронта– как отечественного, так и заграничного.

Читателя удивят и позабавят, а кого-то, возможно, и опечалят многие подробности и залихватские сюжетные развороты «российской алковселенной» 90-х – нулевых. Чего стоит история «Путинки», где «менеджер Дональда Трампа выпускает главную водку новой России». Или раскрутка водки «Довгань» на главном интеллектуальном шоу страны «Что? Где? Когда?». Эпопеи подмосковной «Черноголовки» с ментовской крышей и ностальгической «Зеленой марки» с прогоревшим на ней американским ковбоем. Или история о вкладе американских геев в популяризацию русской водки. «Отвертка» и «Манхеттен» родом из американских баров, если не знали.

Всего не перечесть, да и к чему спойлеры? Оставим удовольствие читателю.

Пузырев не стесняется и, видимо, не боится рассказывать о «под_водочных» сюжетах в биографии патриарха Кирилла и Иосифа Кобзона, семьи и окружения первого президента Ельцина и многих приближенных, коллегах и друзьях президента второго. Но талантливо балансирует на грани политкорректности, повествуя в основном о делах давно минувших и «закрытых», да и многие герои его уже в мире ином. Не уверен, правда, что в лучшем. Да это и не важно – Денис наглядно показал и убедительно доказал приведенный в начале книги тезис. Книга действительно «история самой России, на которую мы посмотрим сквозь призму мутного дна водочного стакана, чтобы лучше понять то, что случилось со страной за последние 30 лет».

От себя могу добавить, что знаком не понаслышке с большинством описанных брендов и марок. От «бюджетных» «Осетинской» и «Доброго медведя» до гламурной «Белуги» и кошерного «Кауфмана». Но чистую водку не жалую и разницы принципиальной не заметил. Разве что шведский Absolut жестковат, а «Кабардинка» не столь уж похмельна, как можно было ожидать, чего не скажешь о «Флагмане». А вот оригинальная медовая перцовка Nemiroff всегда была вне конкуренции – рецептуру благополучно усвоил и регулярно применяю.

А читателю стоит порекомендовать разве что банальное – пить хорошую водку. К сожалению, автор не дал подсказок ее любителям и потребителям. Единственный недостаток книги – почти полное отсутствие информации об особенностях технологии и, как следствие, качества всенародно любимого продукта. Хотя опытные патриоты и сами разберутся, какую водку пить. Или на худой конец вино, что постепенно вытесняет водку из журналистских расследований и алкогольного рынка. На актуальность книги о новом русском вине намекает автор, ну а мы подождем, припиваючи.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Олег Никифоров

Политикам не хватает времени на подготовку к досрочным выборам

0
387
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
407
Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Граждане и сами не стремятся повышать уровень образования, и работодателям это не интересно

0
431
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1623

Другие новости