0
2418
Газета Non-fiction Печатная версия

26.01.2022 20:30:00

Ремизов – это волхв

Все пути и путы мира у него в руках, в одной руке иконка, в другой – озорная свистулька

Тэги: алексей ремизов, сказки, мифы, богородица


3-15-01480.jpg
Алексей Ремизов. Русалка.
Иллюстрация из книги
Я как-то не привык отделять филолога, писателя, ремизоведа Игоря Абрамовича Попова от Ремизова. Мне кажется, что они – одно целое. Игорь Попов болеет Ремизовым давно. Сам автор уточняет, с середины 50-х. С сеанса Вольфа Мессинга, где Попов не поддался гипнозу великого и ужасного: «Я почувствовал стержень его характера – наперекор. «В моей природе все до корней непокорно». Его слова. Так родилась моя любовь к этому писателю, вернее, страсть – на всю жизнь…»

С тех пор он копит по зернышку сокровище его сказок, былей, легенд, рисунков, книжек. Между прочим, рукописных, очень редких. Игорь Попов пишет, что при жизни у Ремизова вышло 83 книги. Я думаю, что все они у Попова есть!

И еще, Игорь Попов любит и знает Алексея Михайловича так, как Ремизов сам, наверное, не знал, а лишь догадывался. И вот очередной Ремизов. Открывается копилка, шкатулка с камушками, сокровищами, секретами Ремизова словами Ивана Ильина:

«Сказки, мифы, легенды; апокрифы христианские и особенно византийские; смутные, недорожденные образы, скрытые в «цветущих садах народного словотворчества» (фольклор!); чуть видная нежить примет, обычаев, обрядов, бытовых преданий, шуток, поговорок, пословиц, поверий, суеверий, ведовства и колдования – словом, все то, что живет в подполье всенародного сознания в неоформленном виде и то грезится в сумерках, то снится по ночам, то зрится в страшных мороках, то тревожит душу поэта, – вот скопище и обиталище ремизовских видений и повествований. И чем чуднее обитатели этого жилища, тем они ему милее».

Между прочим, я тоже по воле и вине Игоря Абрамовича стал тайным ремизоведом. То есть стал смотреть на мир его глазами, глазами не осуждающими, а добрыми, зоркими, во все проникающими.

Случилось летом мне побывать на службе в Волохове, что во Владимирской области, в тамошней деревенской церквушке. Службу служил отец Леонид, батюшка, окормляющий и развалины нашей старой церкви Николы Угодника в Полиносове. Вернее, того, что от нее осталось.

Батюшка Леонид в этих заросших крапивой развалинах творит не службы, а как будто сказку рассказывает. Вот и в этот раз была проповедь о Богородице.

– Ангелы кормили Божью матерь в детстве плодами с древа познания! – сказал между прочим батюшка Леонид. Все прихожане как-то проглотили это, а я запомнил. Запомнил, чтобы позже обнаружить это неканоническое христианство в легендах Алексея Михайловича.

3-15-12-250.jpg
Игорь Попов. Гуш-гуш!..
Хай-хай!.. Тысяча чертей
Алексея Ремизова. Избранные
сказки Алексея Ремизова /
Обложка и текст книги
оформлены рисунками
А. Ремизова.– М.: Кстати,
2022. – 212 с.
Но сначала обнаружил там отца Леонида: «И опять слышит князь Олоний о Сысое: великие чудеса творит поп Сысой – праведен и говеен, и каждого, кто бы ни пришел, и последнего отпустит от себя с миром…»

А вот строки Ремизова из собраний «Русских легенд» «Звезда надзвездная»:

«И пошла Богородица

от креста, понесла в мир звезду –

Мимо проходила, где плакал Петр:

И Петр увидал звезду

и вышел из рва;

по бездорожью идет, где

и зверь не проходит,

Иуда увидел звезду – свет

озарил ему путь…»

Иной раз мне кажется, что Ремизов – это волхв. Все пути и путы мира у него в руках. Все ведомо ему, в одной руке иконка, в другой – озорная свистулька. И книга эта – диковинная, почти рукописная…

Откуда такое название? А вот откуда:

«– Гуш-гуш!.. Хай-хай!..

Откуда?.. Кто?.. Что все это значит?!. А это шумит заплутавший в лесу дед Фалалей. Понятно, и он в изрядном подпитии, но головы не теряет. Вот – набрел на разгулявшихся чертяк. Набрел – и не опешил. Плюет в их сторону, выкрикивая: – Гуш-гуш!.. Хай-хай!..»

Книга состоит из двух частей. В первой – рассказы Игоря Абрамовича о Ремизове, во второй – сказы, сказки Алексея Михайловича.

А ведь вот выходит в издательстве «Росток» полный Ремизов. А у Попова – свое собрание. Тоже полное. И тут тоже слилось воедино каноническое и неканоническое.

Но самое главное, что Ремизов продолжается. Благодаря и вопреки.

– Гуш-гуш!.. Хай-хай!..


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Плуг, секира и чаша

Плуг, секира и чаша

Юрий Юдин

Железные сердца экспериментаторов в сказке Юрия Олеши «Три толстяка»

0
4235
Маски натуральные, разные, реальные

Маски натуральные, разные, реальные

Вера Бройде

Архетипы Карла Густава Юнга и сюжеты Хорхе Луиса Борхеса

0
3170
Старая сказка, рассказывающая о будущем

Старая сказка, рассказывающая о будущем

Арсений Анненков

Сам того не желая, Олеша изобразил реалии даже не XX, а нашего, XXI и, возможно, последующих веков

0
7734
То ли дерево, то ли зарево

То ли дерево, то ли зарево

Стихи вырастают из земли и взлетают к небу

0
582

Другие новости