0
4629
Газета Non-fiction Печатная версия

19.01.2022 20:30:00

Страсти вокруг Зорге

Советский разведчик и простая японка: их история трогательна и печальна

Тэги: история, война, рихард зорге, ссср, япония, шпионаж, любовь


2-15-2480.jpg
Рихард Зорге был масштабной, незаурядной
личностью, бессребреником, идеалистом.
Фото из Федерального архива Германии
О герое разведки советский народ узнал в 1964 году, через двадцать лет после того, как его повесили японцы. Никита Хрущев, посмотрев фильм «Кто вы, доктор Зорге?», решил наградить доктора, сильно напугав и озадачив начальство ГРУ Генштаба. Вскоре ему присвоили звание Героя Советского Союза, в Москве появились памятник и улица Зорге. (Аналогичный казус произошел с Леонидом Брежневым после просмотра «Семнадцати мгновений весны», когда он пожелал разыскать и наградить Штирлица, созданного писателем Семеновым.) Историк и писатель Александр Куланов уже талантливо, без заигрывания с властями исследовал дело Зорге в книге «Зорге неудобный» (М.: Молодая гвардия, 2018). Новая книга в соавторстве с Анной Делоне еще более неудобная и необычная. Речь идет о горячей любви между японкой Исии Ханако и советским разведчиком в Токио, о ее долгих и мучительных попытках восстановить память своего казненного возлюбленного. Рихард Зорге родился в 1895 году в местечке около Баку в семье немецкого инженера и русской женщины и в трехлетнем возрасте выехал с родителями в Германию. Как истинный немецкий патриот, в 1914 году воевал на фронтах Первой мировой, был тяжело ранен в «верденской мясорубке». Окончил университет, стал доктором социологии, как и многие сверстники, увлекся идеями Маркса–Ленина, вскоре примкнул к коммунистам, уже в 1923 году стал связным у лидера Компартии Германии Тельмана с руководителями Коммунистического Интернационала в Москве, где Зорге вскоре стал работать сам. Разумеется, на него положила глаз наша военная разведка и завербовала его в качестве агента (собственно, в этом качестве, без всяких званий, он и пребывал до казни). Первая командировка в 1930 году – в Китай, там давно действовала советская разведка, помогая китайским коммунистам. Сразу по возвращении в 1933 году гражданин Германии Зорге выезжает в Японию в качестве корреспондента влиятельной немецкой газеты.

Главная историческая заслуга Зорге – это подробнейшая информация о сотрудничестве Германии и Японии, планы последней в отношении СССР. Куда нанести удар? На юг (США и Англия) или на север (по Советскому Союзу). Зная о борьбе внутри японских верхов, нам удалось подписать в апреле 1941 года пакт о нейтралитете с Японией. Боюсь, что если бы японцы ударили по нашей стране во время войны с фашистской Германией, то воевать на два фронта было бы невыносимо тяжело. Кстати, переломный момент в знаменитой битве под Москвой осенью 1941 года наступил после прибытия с востока сибирских дивизий. В Японии Зорге подружился с германским послом Отто, человеком не слишком далеким, полагавшимся на интеллект Зорге, а также завел роман с его женой (разведчики того времени не считали это предосудительным и выше всего ставили интересы Дела). Зорге создал агентурную сеть из 35 человек, эта мощная резидентура существовала до провала в октябре 1941 года. Отметим, что в предвоенные годы разведки НКВД и военная разведка были охвачены психозом борьбы с врагами народа, развязанными сталинской верхушкой. Наветы и репрессии стали повседневностью, работа резидентур была дезорганизована (одно время Зорге вынужден был встречаться в небезопасных общественных местах с советским военным атташе, что могло явиться причиной провала). Зорге и почти вся сеть прошли через суд по обвинению в принадлежности к Коминтерну (не СССР, японцы боялись обострять отношения, а Коминтерн Сталин распустил). 7 ноября 1944 года Рихард Зорге и его правая рука японец Одзаки были повешены.

2-15-13250.jpg
Анна Делоне, Александр
Куланов. Другой Зорге. История
Исии Ханако. – М.: Молодая
гвардия, 2021. – 352 с.
Ханако, простая японка, не просто полюбила Рихарда, он стал для нее образцом мужчины, рыцаря и наставника. Книга написана на основе ее мемуаров, история их любви трогательна и печальна, более того, японоведы Куланов и Делоне сумели искусно донести до читателя уникальные особенности быта и нравов японцев, даже разговоры двух влюбленных искусно переданы с учетом их недостаточного знания общего языка. Необычность этой любви – в ее вечности, в непоколебимости, в самоотверженной борьбе Ханако за восстановление памяти своего возлюбленного, что было далеко не просто. Рискую сравнить Ханако с леди Трокмортон, хранившей у своей постели заспиртованную голову мужа – великого поэта и государственного деятеля Уолтера Рэли, он тоже был казнен, правда за иные деяния. Ханако удалось не только добиться эксгумации останков Зорге, но и установления ему памятника на могиле в Японии, туда после признания Зорге Героем регулярно возлагали венки советские военные представители. Рихард Зорге был масштабной, незаурядной личностью, бессребреником, идеалистом, под него уже начали «копать» и «подводить под вражеского агента», которого наверняка бы расстреляли по возвращении в Москву, ведь даже его жену Катю Максимову сразу после его провала арестовали в СССР с надуманными обвинениями. Почему такая незавидная участь постигла нашу разведку? Сталин и его окружение не доверяли кадрам разведки, где работали еще дореволюционные коммунисты разных национальностей, искренне верившие в марксизм-ленинизм. Они пели (кстати, вместе со Сталиным) партийный гимн Интернационал: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…», а разве это не мировая революция? Разведчики во имя этого рисковали жизнью, но по умыслу или навету попали в расстрельные списки сторонников Троцкого с его идеей «перманентной революции». Репрессии в той или иной форме коснулись почти всех видных разведчиков, связанных с Коминтерном, даже суперэффективную «кембриджскую пятерку» (Ким Филби и др.) чуть не отправили под нож.

На мой взгляд, все эти разногласия по поводу мировой революции – внутрипартийная казуистика. На деле Сталин, большевики, вся КПСС вплоть до распада СССР активно поддерживали революции и национально-освободительное движение в других странах. Сейчас стало дешевой модой обвинять во всех мировых грехах Маркса–Ленина и интернационалистов, но они были детьми своего революционного времени, а главное – они стояли на страже России, они помогли нам победить в кровавой войне. Увлекательные книги о Зорге – для тех мыслящих людей, которые ищут истину во взлетах и падениях отечественной истории. Для тех, кого волнуют таинства разведки и любви.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
2094
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
1060
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
1257
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
1185

Другие новости