Слово пастыря слышно сквозь треск любых глушилок. В. Васнецов. Единородный сын Слово Божие. 1885–1896. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве. М., ГТГ
«…Страстная абсолютизация и канонизация либо «родной старины», армяка и опрощения народной души и самобытности, – или западного технического «прогресса», Вольтера и Гегеля, Маркса и Авенариуса; вечная готовность к всецелому и безоговорочному принятию, – но и к всецелому и безоговорочному отрицанию. Все это – почти врожденные болезни русского сознания». Эти слова протопресвитера о. Александра Шмемана (1921–1983) могли слушать сквозь треск глушилок на волнах Радио «Свобода» слушатели в Советском Союзе. В эфире запрещенной в СССР радиостанции он вел цикл «Беседы о русской культуре».
Это был удивительный человек. Красивый и внешне, и душой. Настоящий пастырь, умевший убеждать и отстаивать свои принципы. И еще один из ведущих богословов за всю историю ХХ века. Во многом именно благодаря ему в США была юридически оформлена Православная церковь.
Сын эмигрантов, родившийся в «буржуазной» Эстонии, в Ревеле, и ушедший на американской земле, Александр Шмеман никогда не переставал считать себя русским. Фантастически образованный, аналитически думающий, он все время размышлял над трагедией страны, которую всегда считал своей Родиной.
Протопресвитер Александр Шмеман. Основы русской культуры. Беседы. 1970–1971.– М.: Русский путь: Издательство Православного Свято-Тихоновского университета, 2021. – 248 с. |
Некоторая часть этого курса была опубликована, но полный текст оставался долгое время недостижимой мечтой для историков. И вот благодаря усилиям ученого секретаря Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына исследовательницы Марии Васильевой пропавший цикл найден. Причем она реконструировала его словно пазл. Часть обнаружилась в архиве соратника Шмемана по работе на «Свободе» Владимира Варшавского, часть – в архивах самой радиостанции. И вот после тщательного поиска и источниковедческого анализа «Беседы о русской культуре» увидели свет в наиболее полном варианте.
Перед нами – размышления блистательного богослова и проповедника, человека, выросшего в элите старой, первой волны эмиграции. От Рюрика до Ленина он разворачивает широкое полотно русской общественной жизни. Шмеман выделяет какие-то узловые точки: гении русской литературы, раскол, европеизация ХVIII столетия, реформы Александра II, Александр Солженицын... Он пытается выделить какой-то общий код русской культуры и находит: «В русской культуре на всем протяжении ее истории мы не найдем хулы на мир, на человека, на жизнь, их отрицания…Основу русской культуры, несмотря на всю реальность зла, уродства, страдания и горя, испытанных создавшим ее народом, составляет свет, а не тьма, и вера в этот изначальный свет, который до конца никакая тьма поглотить не в состоянии… Повторяем, сущность русской культуры – ее изначально светлая и положительная интуиция, ее отказ считать горе и зло первоисточником мироздания, то есть отказ признать их нормальным, законным явлением».
Как же обжигают сегодня эти слова.
комментарии(0)