1
2970
Газета Non-fiction Печатная версия

24.11.2021 20:30:00

В Академию художеств брали детей даже из крепостных

Сегодняшние студенты считают Вронского пенрсонажем «Войны и мира»

Тэги: история, культура, искусство, академия художеств, павел второй, екатерина великая, орест кипренский, лев толстой, война и мир, студенты, школьники, петербург, нева, просвещение, мавзолей, россия, рим, париж, стефан цвейг, маркс, шахматы, вуз


44-15-1480.jpg
Были времена, когда обнаженная натура
на полотнах художников вводила зрителей
в остолбенение.  Стефано Торелли. Диана
и Эндимион. 1766. Иллюстрация из книги
Не слишком люблю книги, лишенные внятной проблемности, с упором на информацию и описание. Но тут проблемы ожидают нас не столько внутри повествования – с просветительской деятельностью в Императорской академии художеств, по крайней мере в первоначальный период, судя по книге Риммы Байбуровой, дело обстояло совсем неплохо. Задачи стояли громадные и касались всех сословий. Воспитать «новую породу людей» – звучит дерзновенно и вдохновляюще. Впрочем, в конце столетия, по мнению автора, стала очевидной «утопичность поставленной цели», потерпевшей фиаско. При том что Академия художеств, по словам автора, «превратилась в основное ядро художественной жизни Петербурга и страны в целом». Не так уж мало, замечу я. О современной Академии художеств такого не скажешь! Но по мере чтения меня стали занимать вопросы: что сделалось с нашей теперешней «просветительской деятельностью» и куда делись столь грандиозные общественные планы, связанные не с бедностью, не с материнским капиталом, не с изменением в ту или другую сторону пенсионного возраста и тому подобными нужными, конечно, но прагматично – бытовыми вещами, а …ну хотя бы вот с этим воспитанием «новой породы людей», о котором мечтали не только в России эпохи Просвещения, но и в послереволюционные годы? Да, помнится, мой замечательный школьный учитель истории в советской школе, Василий Иванович Филиппов, говорил на уроках о формировании всесторонне развитой, гармоничной личности. При этом сама идея восходит вовсе не к программе КПСС и даже не к деятелям Просвещения, а к античности с ее идеалом прекрасной, свободной и нравственной личности. Замечу кстати, что совсем свежий проект «Пушкинской карты», выдаваемой современному юношеству для знакомства с искусством за государственный счет, – это уже некое многообещающее начало движения в «просветительском» направлении.

Но пока что современному школьнику, да и студенту, до этого идеала далеко! Знакомый преподаватель математики в престижном московском вузе рассказывал, что студент Вронский не знал в русской литературе героя с такой фамилией, а когда преподаватель подсказал, что это в романе Льва Толстого, то вся студенческая аудитория радостно закричала: «Война и мир»!

Страшные плоды узкой специализации, когда чуть ли не со школы ученика настраивают на выбор определенной профессии! Причем если гуманитарная еще как-то подразумевает интерес к культуре вообще, к философии и искусству, то популярные ныне специализации «программист», «айтишник», «управленец» (стараются не замечать негативного оттенка, присущего этому слову) никакой «гармонической» личностной ориентации не подразумевают. Перед нами часто тот «частичный» человек, о котором писал молодой Маркс, или, положим, герой «Шахматной новеллы» Стефана Цвейга – шахматный чемпион, которого, кроме этой игры и денег, на ней зарабатываемых, ничто больше не интересует. Кажется, именно таким был знаменитый американский шахматный чемпион мира Роберт Фишер. Но вернусь к книге Байбуровой.

Грандиозные планы редко вполне осуществляются. Однако на примере нового для России государственного учреждения – Императорской академии художеств – можно увидеть, что кое-чего достичь удалось. Задумаемся – в Академию художеств на казенный счет («кошт») брали детей из самых низких сословий (позже даже из крепостных), но при этом воспитанникам была гарантирована Екатериной особая привилегия (приложение 8) – личная свобода. Были запрещены телесные наказания, они сами и их потомки должны были быть «свободными и вольными», их нельзя было принудить к военной и статской службе, нельзя было закрепостить, причем даже если «академист» женился на крепостной, она становилась вольной (а не наоборот!). Интересно, что именно о привилегии упоминает 11-летний Павел (будущий Павел I), говоря о своем желании стать «сочленом» академии и посылая свою копию с рисунка «головки» Буше. Наследник был избран «почетным любителем художеств», что повышало статус академии. Обратим внимание, что избрали его в академию не просто из-за высокого положения и родственных связей (как теперь частенько бывает), а получив реальный рисунок, копию знаменитого французского мастера.

44-15-11250.jpg
Римма Байбурова. «Без добрых
дел блаженства нет…»
Просветительская деятельность
Академии художеств
в XVIII веке.– М.:
БуксМАрт, 2020. – 208 с.
Становится понятнее и то, откуда у воспитанников Академии художеств, таких, положим, как Орест Кипренский, происходивший из семьи крепостных крестьян, такое чувство собственного достоинства, такая отвага при общении с высшими чиновниками, аристократами и даже царями.

Ученики академии кроме общеобразовательных предметов, как пишет автор, осваивали игру на клавесине, скрипке, виолончели, их учили танцевать, в академии существовал свой оркестр, художественный музей, библиотека, ученики пели в хоре и играли в театральных постановках. Сейчас бы увидели в этом даже некое «излишество», но вспомним слова шекспировского короля Лира о необходимом и излишнем. Излишнее для полноценной жизни – необходимо!

В своей книге автор пытается совместить две точки обзора – рассказать о становлении Императорской академии художеств как бы изнутри того времени и увидеть общие результаты просветительской деятельности из сегодняшнего далека. Что касается общего, то возникают интересные параллели с современностью. Екатерина II, как и современные государственные деятели, любила «театрализовывать» свое появление «на людях» – например, собиралась приплыть на инаугурационные торжества в честь открытия Академии художеств в шлюпке по Неве. Или, положим, три старых фасада академических зданий были закрыты на этой церемонии одним бутафорским, празднично оформленным «фальшфасадом», как «празднично» закрывают у нас порой Мавзолей или здание ГУМа на парадах. Неискоренимая традиция потемкинских деревень!

Автор пытается реконструировать, какие ожидания были у устроителей и какой оказалась реакция посетителей на впервые возникших в России художественных выставках «для народа». Они были составлены из произведений учеников и преподавателей академии. Причем особенно интересно, на мой взгляд, представить реакцию первых посетителей! И здесь автор, как мне кажется, делает совершенно правильный акцент на восприятии нагой женской натуры (работа преподавателя академии – итальянца Стефано Торелли «Диана и Эндимион» (1766) и на принципиально новой портретной живописи. Тут все для России, для академистов и для многих зрителей было впервые, вводило в остолбенение в отличие от зрителя западноевропейского, который во все эти «новации» был давно вовлечен. Начнем с того, что нагая женская натура в российской Академии художеств не ставилась, так что работа Торелли, где Диана писалась, как мне представляется, вовсе не с античных слепков, а с живой модели, могла быть новостью даже для самих воспитанников академии, не говоря уже о простом народе. Ведь на иконах обнаженными писались только черти и грешники. А вот «глазами аристократов», побывавших в музеях Рима и Парижа, живописная женская нагота воспринималась гораздо спокойнее. Но древнерусское табуирование мотива сидело очень глубоко. Тот же Орест Кипренский, даже оказавшись в Италии, не преодолел внутреннего запрета писать женскую обнаженную модель. Что касается работы Торелли, то необходимо уточнить, что Диана в греческой мифологии отождествлялась с богиней охоты Артемидой. Только в поздней античности ее стали отождествлять с богиней Луны Селеной. Торелли предпочел вариант мифа с Дианой-Селеной, о котором только и пишет автор, а положим, такой блистательный воспитанник академии, как Карл Брюллов в работе «Диана, Эндимион и Сатир» (1849) – с Дианой-Артемидой. И это во многом поменяло смысловую наполненность работ и трактовку женской наготы.

Портреты в России тоже были в новинку, заменив древнерусские иконные «лики» и «парсуны» XVII столетия. Так что и тут простой народ мог удивляться и просвещаться. Интересным кажется предположение автора, что ежегодные семидневные академические выставки были бесплатными для посетителей. Автор вспоминает в этой связи, что вход в Кунсткамеру был не только бесплатным, но посетителям выдавалось угощение. Что ж, вполне возможное привлечение к не очень популярным массовым мероприятиям, что практикуется и сейчас – взять уже упомянутые «Пушкинские карты».

Нужно сказать, что с автопортретом Ореста Кипренского, появившемся на страницах книги, произошла какая-то путаница. Он подписан названием работы 1808 года, которая, как теперь выяснено, Кипренскому не принадлежит. А в книге на самом деле воспроизведен «Автопортрет» 1828 года. Но это все мелочи, хотя и досадные. В целом же книга Риммы Байбуровой, с ее заинтересованной личностной интонацией и любопытными догадками, снабженная подробными примечаниями и большим количеством приложений, помогает, как я уже писала, не только узнать об Академии художеств и ее просветительской деятельности в прошлом, но и задуматься о настоящем.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
1263
В Нью-Йорке начались чемпионаты мира по рапиду и блицу

В Нью-Йорке начались чемпионаты мира по рапиду и блицу

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Магнус Карлсен выиграл финальный турнир чемпионской серии

0
1351
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
1249
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
723

Другие новости