Ариадна Эфрон и Анна Саакянц на острове Диксон. 1965 год. Иллюстрация из книги
«Мне важно сейчас продолжить ее дело, собрать ее рукописи, письма, вещи, вспомнить и записать все о ней, что помню – а помню бесконечно много. Скоро, скоро займет она в советской, Русской литературе свое большое место, и я должна помочь ей в этом». Так писала, еще находясь в заключении, дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон (1912–1975). Проведя почти 16 лет в лагерях и ссылках, она не переставала каждодневно, по капле пробивать сквозь чугунные сваи идеологии наследие матери. Один подготовленный сборник был рассыпан, срывались запланированные публикации, но Ариадну Сергеевну не могло остановить ничто.
![]() |
Ариадна Эфрон. Вторая жизнь Марины Цветаевой: письма к Анне Саакянц 1961–1975 годов / сост. Л. Мнухин, подготовка текста, комментарии Т. Горьковой. – М.: АСТ, 2021. – 608 с. (Мемуары, дневники, письма). |
И вот мы обрели еще 300 посланий этой удивительной женщины. Речь идет о письмах, которые Ариадна Эфрон писала Анне Саакянц в течение 15 лет, с 1961 по 1975 год. Подготовили этот том незабвенный Лев Мнухин и специалист по творчеству Цветаевой Татьяна Горькова.
«Были мы – помни об этом,/ В будущем – верно лихом/ Я – твоим первым поэтом,/ Ты – моим лучшим стихом…» Так писала Цветаева дочери в голодной ледяной Москве 1918 года.
Ариадна Сергеевна иногда вспоминает свое прошлое, пишет ярко, светло: «Вообще же – что за чудо Бунин: где только, на какой странице ни распахни наугад – жизнь, живая жизнь, навсегда живая жизнь! До такой степени живая, что – оторвешься, глянешь на секунду машинально в окно, и сегодняшний день начала лета во всем его цветении, отцветении, многолистье и многоптичье, во всей его, главное, сегодняшнести (так у автора. – В.Л.) кажется плотской картинкой с календаря и вообще ничем не кажется! Какой талант, Господи Боже ты мой, каким вместилищем таланта был этот маленький, сухонький, недобрый человек с пронзительным взглядом».
Словом, читайте письма Ариадны Эфрон.
комментарии(0)