Ариадна Эфрон и Анна Саакянц на острове Диксон. 1965 год. Иллюстрация из книги
«Мне важно сейчас продолжить ее дело, собрать ее рукописи, письма, вещи, вспомнить и записать все о ней, что помню – а помню бесконечно много. Скоро, скоро займет она в советской, Русской литературе свое большое место, и я должна помочь ей в этом». Так писала, еще находясь в заключении, дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон (1912–1975). Проведя почти 16 лет в лагерях и ссылках, она не переставала каждодневно, по капле пробивать сквозь чугунные сваи идеологии наследие матери. Один подготовленный сборник был рассыпан, срывались запланированные публикации, но Ариадну Сергеевну не могло остановить ничто.
Ариадна Эфрон. Вторая жизнь Марины Цветаевой: письма к Анне Саакянц 1961–1975 годов / сост. Л. Мнухин, подготовка текста, комментарии Т. Горьковой. – М.: АСТ, 2021. – 608 с. (Мемуары, дневники, письма). |
И вот мы обрели еще 300 посланий этой удивительной женщины. Речь идет о письмах, которые Ариадна Эфрон писала Анне Саакянц в течение 15 лет, с 1961 по 1975 год. Подготовили этот том незабвенный Лев Мнухин и специалист по творчеству Цветаевой Татьяна Горькова.
«Были мы – помни об этом,/ В будущем – верно лихом/ Я – твоим первым поэтом,/ Ты – моим лучшим стихом…» Так писала Цветаева дочери в голодной ледяной Москве 1918 года.
Ариадна Сергеевна иногда вспоминает свое прошлое, пишет ярко, светло: «Вообще же – что за чудо Бунин: где только, на какой странице ни распахни наугад – жизнь, живая жизнь, навсегда живая жизнь! До такой степени живая, что – оторвешься, глянешь на секунду машинально в окно, и сегодняшний день начала лета во всем его цветении, отцветении, многолистье и многоптичье, во всей его, главное, сегодняшнести (так у автора. – В.Л.) кажется плотской картинкой с календаря и вообще ничем не кажется! Какой талант, Господи Боже ты мой, каким вместилищем таланта был этот маленький, сухонький, недобрый человек с пронзительным взглядом».
Словом, читайте письма Ариадны Эфрон.
комментарии(0)