0
3817
Газета Non-fiction Печатная версия

24.11.2021 20:30:00

Об интимном – писать

В Фаринелли видели божество, а Казанова сочинял про него отвратительные небылицы

Тэги: опера, англия, биографии, казанова, кастраты, гендель, неаполь, вена, испания, лондон


44-13-2480.jpg
Певец множество раз с блеском выступил
перед европейской публикой. Джакопо
Амигони. Фаринелли со Славой и Эвтерпой.
1735.  Музей изобразительных искусств,
Бухарест
Патрик Барбье – знаменитый французский историк музыки. Дотошность ученого в его научно-популярных работах граничит с настоящей экспрессией писателя, а самые смелые, едва ли не экстравагантные гипотезы подкрепляются историческими фактами из книг, писем и других документов. В «Фаринелли. Величайший кастрат эпохи Просвещения» Барбье исследует до сих пор не слишком изученный феномен – искусство кастратов через призму оперного таланта Карло Броски, ставшего знаменитым под именем Фаринелли. Книга Патрика Барбье умело разделена на четыре части, каждая из которых не только содержит множество калейдоскопичных сведений из жизни Фаринелли, в основном собранных по крупицам, но и кратко характеризует тот или иной исторический период. Велик соблазн пересказать всю эту яркую и занимательную книгу, однако, на взгляд рецензента, достаточно обозначить самые любопытные события из жизни Карло Броски.

Первая часть – «От Неаполя до Вены» (1705–1734) охватывает юность Карло Броски, ставшего кастратом из-за желания обеспеченных родителей сделать сына знаменитым оперным певцом – в те времена на сценах ведущих оперных театров блистали кастраты Ферри, Матеуччо, Николино. Патрик Барбье иронизирует над Сакки, биографом Фаринелли, за его чересчур верное служение принципу «не писать об интимном». По версии Сакки, будущего певца не кастрировали – он просто потерял детородную функцию в несчастном случае. Фаринелли обучал очень строгий, но справедливый и опытный профессор Порпора, мальчик получил качественное и глубокое музыкальное образование, к которому, к слову, проявлял интерес еще совсем ребенком. В 1720 году он появляется на итальянской сцене с серенадой «Анжелика и Медор» и производит фурор среди любителей оперы. Фаринелли, придумавший свой псевдоним из фамилии покровителей, получает первое признание и на этом отнюдь не останавливается.

Во второй части – «Лондон и дворянская опера» (1734–1737) подробно описывается, пожалуй, наиболее увлекательный эпизод из биографии Фаринелли – его приезд в Лондон и последующее противостояние англичан и итальянцев. В Англии искусство оперных кастратов считалось не особенно впечатляющим до появления Валентино Урбани (Валентини), прекрасно исполнявшего произведения самых разных авторов. Впрочем, по множеству причин – и политических, и музыкальных – принц Уэльский дал добро на приезд Порпоры вместе с Фаринелли. В преподавателе и композиторе англичане видели реальную альтернативу гениальному, но крайне сложному в общении Генделю. В итоге оперный кастрат в составе труппы под началом Порпоры появился в Лондоне и с блеском множество раз выступил перед английской публикой, видевшей в Фаринелли едва ли не божество на земле. Правда, обошлось без боев наподобие конкуренции поклонниц Шаляпина и Лемешева.

44-13-13250.jpg
Патрик Барбье. Фаринелли.
Величайший кастрат эпохи
Просвещения / Пер. с фр.
С.Б. Райского и
И.В. Морозовой.– СПб.: Изд-во
Ивана Лимбаха, 2021. – 352 с.
Третья часть – «Испанский взлет» и четвертая – «Болонья, или Человек одинокий» подробно описывают два периода в жизни певца – двадцать с лишним лет успеха в Испании и знаменитых посетителей его виллы в Болонье, оборудованной роскошно и необычно. В Испании Фаринелли пел для смертельно больного депрессией короля Филиппа V. Незадолго до появления оперного певца король уже находился между жизнью и смертью, чем приводил в ужас всех окружающих. Позже певец стал наперсником сына Филиппа V, короля Фердинанда VI и его супруги Марии Барбары, а Казанова сочинил о Фаринелли ряд отвратительных небылиц: кастрат якобы соблазнил германскую принцессу и волочился за Анной, женой племянника. Эта преступная страсть, по мнению Казановы, и стала причиной поздних несчастий оперного кастрата. В старости у Фаринелли, как свидетельствуют большинство историков, нашли метаболическую краниопатию – тяжелое заболевание, вызванное кастрацией. Богатое имущество Фаринелли вскоре было утеряно из-за цепи экономических и социальных причин. Впрочем, спокойного времени не бывает, а слава о таланте живет гораздо дольше материальных вещей – вот главное резюме этой отличной и остроумной биографии.






Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
3247
От Сирии хотят отрезать часть юга

От Сирии хотят отрезать часть юга

Игорь Субботин

Израиль укрепляет присутствие на Голанских высотах

0
2810
Монашки поют «битлов»

Монашки поют «битлов»

Андрей Юрков

Паломники на пути святого Иакова, Пол Маккартни и молитвы под музыку

0
9012
Поселение рыбаков, задорный балтийский ветер и немного оперы

Поселение рыбаков, задорный балтийский ветер и немного оперы

Александр Матусевич

О культурном ландшафте самого западного российского мегаполиса

0
8107

Другие новости