Певец множество раз с блеском выступил перед европейской публикой. Джакопо Амигони. Фаринелли со Славой и Эвтерпой. 1735. Музей изобразительных искусств, Бухарест |
Первая часть – «От Неаполя до Вены» (1705–1734) охватывает юность Карло Броски, ставшего кастратом из-за желания обеспеченных родителей сделать сына знаменитым оперным певцом – в те времена на сценах ведущих оперных театров блистали кастраты Ферри, Матеуччо, Николино. Патрик Барбье иронизирует над Сакки, биографом Фаринелли, за его чересчур верное служение принципу «не писать об интимном». По версии Сакки, будущего певца не кастрировали – он просто потерял детородную функцию в несчастном случае. Фаринелли обучал очень строгий, но справедливый и опытный профессор Порпора, мальчик получил качественное и глубокое музыкальное образование, к которому, к слову, проявлял интерес еще совсем ребенком. В 1720 году он появляется на итальянской сцене с серенадой «Анжелика и Медор» и производит фурор среди любителей оперы. Фаринелли, придумавший свой псевдоним из фамилии покровителей, получает первое признание и на этом отнюдь не останавливается.
Во второй части – «Лондон и дворянская опера» (1734–1737) подробно описывается, пожалуй, наиболее увлекательный эпизод из биографии Фаринелли – его приезд в Лондон и последующее противостояние англичан и итальянцев. В Англии искусство оперных кастратов считалось не особенно впечатляющим до появления Валентино Урбани (Валентини), прекрасно исполнявшего произведения самых разных авторов. Впрочем, по множеству причин – и политических, и музыкальных – принц Уэльский дал добро на приезд Порпоры вместе с Фаринелли. В преподавателе и композиторе англичане видели реальную альтернативу гениальному, но крайне сложному в общении Генделю. В итоге оперный кастрат в составе труппы под началом Порпоры появился в Лондоне и с блеском множество раз выступил перед английской публикой, видевшей в Фаринелли едва ли не божество на земле. Правда, обошлось без боев наподобие конкуренции поклонниц Шаляпина и Лемешева.
Патрик Барбье. Фаринелли. Величайший кастрат эпохи Просвещения / Пер. с фр. С.Б. Райского и И.В. Морозовой.– СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2021. – 352 с. |
комментарии(0)