0
3515
Газета Non-fiction Печатная версия

17.11.2021 20:30:00

Если это не сон, то это персы

Отрывок из книги «Иран. От Кира Великого до аятоллы Хомейни»

Тэги: история, иран, восток, древний рим, войны

Книга историка Алекса Бертрана Громова, которая выходит в издательстве «Садра», – рассказ о знаковых событиях и выдающихся людях Ирана от глубокой старины до наших дней. Это была просвещенная держава Древнего мира, чьей армии страшился даже могучий Рим, родина великих ученых и гениальных поэтов.

…Сын Ардашира – Шапур – с юности несколько лет участвовал в походах отца и командовал отрядами. В апреле 240 года он был провозглашен соправителем отца, а после его смерти, в апреле 243 года состоялась официальная коронация Шапура.


43-15-1480.jpg
«Павлиний трон» (Тахте-тавус). Эпоха
Каджаров. Изготовлен в 1812 году по приказу
Фатх-Али – шаха Каджара.  Национальный
музей драгоценностей, Тегеран.
Иллюстрация из книги

Победитель Рима

Военные конфликты с Римом у персов были и раньше, но именно Шапур I сумел не только добиться в них ошеломляющих успехов, но и увековечить память о своих победах (и римских унизительных поражениях) для потомков.

Усмирить персов, постоянно совершавших нападения на территории Римской империи, решил император Гордиан III, который в июне 238 года пришел к власти совсем юным – ему исполнилось тринадцать лет.

Поначалу войска Гордиана III вели военные действия на придунайской территории, а затем, открыв двойные ворота Януса (объявив войну), Гордиан III во главе римской армии отправился в персидский поход.

В помпезном биографическом описании «Трое Гордианов» указывалось, что Гордиан III двинулся «с огромным войском и таким количеством золота, что мог бы легко победить персов» даже с помощью набранных для войны наемников, не считая прославленных римских легионов, закаленных в боях ветеранов многих кампаний. Римляне переправились через Евфрат, и начались бои с персами.

Как свидетельствуют древние римские официальные источники, первоначально военная кампания против персов проходила успешно. Римская армия освободила часть ранее захваченных персами территорий, в Вечном городе был отпразднован триумф, и победителю Гордиану III Сенат предоставил четверку слонов, символизировавших мощь и величие. Император собирался и разгромить персов, и овладеть их столицей. Но тем временем в римской армии из-за перебоев с поставками продовольствия (виной была не логистика, а древнеримские интриги) начался голод и легионеры начали бунтовать. Далее, по старинным персидским источникам, римляне потерпели сокрушительное поражение. Персы под командованием Шапура I разгромили римские легионы в Вавилонии. 11 февраля 244 года император Гордиан III был убит. Существуют разные версии этого события. Так, византийский историк Иоанн Зонара утверждал, что это случилось из-за сражения с персами: «Император был сбит с коня в битве, сломал бедро и умер от этой раны». В другой версии Гордиана убили свои же сподвижники в борьбе за власть.

Великий Рим ту военную кампанию проиграл, и поэтому следующий император Марк Юлий Филипп (Филипп Араб) заключил мир с Персией, согласившись выплатить огромную контрибуцию в 500 тысяч золотых денариев (почти 3 тонны золота). Также Рим по условиям договора де-факто отказывался от Армении, сохранив там лишь номинальную власть. Несмотря на унизительный мир, римский Сенат присвоил Филиппу после его заключения победные титулы: «Персидский Величайший» и «Парфянский Величайший». Из-за выплат Шапуру I императору Филиппу Арабу пришлось в 248 году сэкономить даже на праздновании тысячелетия Рима.

Шапур I увековечил победу над Римской империей в своей надписи на архитектурном памятнике в Накше-Рустам, именуемом Куб Заратустры (Кааба Зороастра): «И тогда, когда я стал править страной, Гордиан, цезарь, собрал войска со всей Римской империи, от готов и германцев, и выступил к Асурестану (Ассирии) на Ираншахр и на нас. И у границ Асурестана, у Месиха, великое сражение произошло. Гордиан, цезарь, был убит. И римское войско было рассеяно».

Осенью 249 года хитроумный Филипп Араб был убит, императором стал Деций Траян, после его гибели – Требониан Галл, затем – Марк Эмилий Эмилиан, убитый собственными солдатами, а затем – в 253 году – Публий Аврелий Лициний Валериан.

Все эти годы императорское внимание нечасто обращалось к событиям на восточной границе, где персы раз за разом нападали, не встречая противодействия. Затем персидская армия переправилась через Евфрат и двинулась на запад. Римский легат Сирии собрал войска и направился навстречу. В конце 255 года при Барбалиссе на правом берегу Среднего Евфрата произошла решающая битва, в которой римские легионы были полностью разгромлены, а остатки войск позорно бежали. После этой победы Шапур разделил свое войско на две части: одну под командованием своего сына Ормазд-Ардашира послал в Киликию, Каппадокию и Малую Армению, а другую лично повел в Сирию. Вскоре персы захватили и Армению, и главные города Сирии, включая ее столицу Антиохию, основанную Селевком I Никатором, одним из полководцев Александра Македонского.

Уроженец Антиохии, историк Аммиан Марцеллин описывал внезапное появление персидского войска в таких подробностях: «…когда однажды в Антиохии, во время глубокого мира один мимический актер со своей женой во время театрального представления изображал выхваченные из жизни сценки и публика залюбовалась изяществом исполнения, жена его вдруг сказала: «Если это не сон, то вот персы!..» Публика повернула головы и, стараясь спастись от тучи пущенных в нее стрел, рассеялась кто куда мог».

На самом деле Антиохия была захвачена благодаря предательству одного из знатных горожан – Мареада, который накануне проворовался и был исключен из городского совета и теперь, желая отомстить согражданам, помог персам. Но напрасно Мареад рассчитывал на их благодарность – воины Шапура сожгли предателя.

Хотя персы, захватив все самое ценное, потом отправились восвояси, на приграничных римских территориях долгое время было неспокойно, и легаты ждали помощи из Рима.

После разгрома римлян у Барбалиссы персы захватили несколько крупных городов и в 256 году подошли к Дура-Европосу. Этот город на реке Евфрат был основан в 303 году до н.э. Селевком I, одним из наследников и военачальников Александра Македонского. Европосом называлось место рождения Селевка в родной Македонии, и новый город был назван в честь места рождения основателя. Город за пять веков не раз переходил из рук в руки: в 100 году до н.э. его захватили парфяне, и он превратился в их пограничную крепость, защищавшую западную границу Парфянской державы. В 165 году н.э. в Дура-Европос вошли римские легионы, и город стал аванпостом римлян на западной границе империи, контролируя переправу через Евфрат и дорогу, соединявшую города Антиохию и Пальмиру. Из-за своего выгодного расположения Дура-Европос имел немаловажное торговое значение. Во второй половине III века город был заброшен и потом забыт, хотя и упоминался в древних письменных источниках. Его покинутые строения со временем были занесены песком.

3 марта 1920 года на его руины наткнулись случайно солдаты-индусы, когда они под командованием британского капитана Мэрфи заняли высоту и начали рыть траншеи. Находка стала сенсацией, и во многих газетах и журналах Дура-Европос стали называть «Помпеями сирийской пустыни». Начались длительные (с перерывами) раскопки. Их проводили экспедиции Йельского университета и Французской академии надписей.

В 1928–1937 годах руководителем раскопок Дура-Европоса был известный историк античности, академик Российской и Берлинской академий Михаил Иванович Ростовцев – эмигрант, двоюродный брат Анатолия Луначарского. Четыре лекции о Дура-Европосе были прочитаны Ростовцевым в 1937 году в Коллеж де Франс.

В ходе раскопок были найдены памятники архитектуры, руины древних храмов, украшенные фресками, и уникальные документы на греческом, латинском, арамейском и других языках. Среди археологических находок были те, что дали современным ученым подробные сведения об армии Сасанидов, вооружении и обмундировании. Рядом со скелетами воинов находились кольчуги и шлемы, мечи и копья, а также монеты шаха Шапура I, по которым можно датировать последнюю битву за город между римлянами и персами. Найденные древние документы Сасанидов рассказали о традициях, управлении и экономических отношениях того времени.

Во время раскопок ученые смогли исследовать римскую систему укреплений – в город вели двое ворот с мощными башнями, высота стен составляла 10 м, и внутри города на месте квартала, примыкающего к западной стене, римляне создали насыпи. Поэтому, чтобы попасть в Дура-Европос, осаждавшим персам пришлось не только применить осадные машины, но и рыть длинные подземные туннели, проходившие под стенами и насыпями. В туннелях произошли ожесточенные схватки между римскими и персидскими воинами.

Позор Римской империи

Первые годы своего правления император Валериан выделял деньги и людей на возведение защитных рубежей на границе с Персией, надеясь так предотвратить персидские нашествия. Но когда в 260 году войска под командованием Шапура, перейдя римскую границу, осадили римский гарнизон в крепости Эдесса на Евфрате, в Риме решились пойти на крайние меры, поскольку считалось, что Эдесса – самый мощный из укрепленных городов на всем Востоке и оплот державы. Чтобы вызволить осажденных и сохранить под контролем крепость, легионеров к Эдессе повел сам Валериан.

Однако Валериан оказался плохим командующим – в июне 260 года в Северной Месопотамии под Эдессой состоялась главная битва, в которой персидские войска наголову разбили римлян. Император попал в плен, причем существуют разные версии, как именно это произошло. По одной из них, уже после разгрома армии Валериан проник в осажденную персами Эдессу, но поскольку он не привел туда ни помощи, ни продовольствия, то в городе вспыхнул мятеж и, спасая свою жизнь от разгневанных подданных, император сбежал и сдался персам. В другой версии рассказывается, что Валериан с остатками легионов укрылся в римском лагере и вступил с Шапуром в переговоры о мире. Однако император попал в ловушку и был в цепях, под конвоем, без особого уважения к титулу римского владыки отправлен в Персию.

Несмотря на то что Валериан предлагал Шапуру за свое освобождение огромный выкуп, тот не согласился, и Валериан так и умер в плену, став единственным из римских императоров, попавшим в плен к врагам и умершим там. Узнав о пленении Валериана, его сын и соправитель Галлиен, которому довелось узнать о негодовании римлян по поводу своего императора, угодившего в позорный плен к варварам, не попытался выкупить отца. По словам самого Галлиена, ставшего единовластным правителем империи, не было необходимости платить большие выкупы, чтобы освободить одного человека. Но при этом Галлиен был одним из самых непрофессиональных императоров – любителем разнообразных удовольствий. По его приказу устраивались спальни из роз и во дворцах возводились укрепления из свежих фруктов. Столы для пиршеств Галлиена покрывались золотыми скатертями. А для создания чарующего эффекта своих шествий волосы императора посыпались золотым порошком. Галлиен по Риму шествовал в пурпурной хламиде, украшенной золотыми застежками с драгоценными камнями.

Шапур использовал Валериана – живого и мертвого – в качестве символа своей победы над великой империей. Пока Валериан был жив (а в год пленения 40-му римскому императору было уже за 60 лет), его заставляли прислуживать Шапуру и подставлять спину, когда тот садился на коня. По разным источникам, Валериан провел в плену два или четыре года и умер, причем, по одной из версий, он был казнен шахом. Эта легенда гласит, что когда Валериан надоел персидскому владыке и о бывшем императоре уже стали забывать как в Персии, так и на родине, то в глотку Валериана влили расплавленное золото, после чего содрали с тела кожу и, набив чучело соломой, поставили на всеобщее обозрение в одном из храмов.

Сохранился каменный барельеф, запечатлевший Валериана на коленях перед персидским царем. Вместе с ним в плен попало множество солдат, причем не только римлян. По распоряжению Шапура силами пленных за несколько лет был построен в Персии новый город Гондишапур, а также огромная плотина и мост у Шауштара (ныне Шуштар на юго-западе современного Ирана), которые царь Шапур повелел именовать Банд-э-Кайсар – «Дамба Цезаря». Мост Банд-э-Кайсар использовался в Персии до 1885 года. Фрагменты этой ирригационной системы сохранились до наших дней. В 2009 году сохранившиеся остатки исторической ирригационной системы Банд-э-Кайсар были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО на иранской земле.

Через два года после разгрома армии Валериана Шапур I, уже воспользовавшийся результатами победы, отправил послов в соседние государства с посланиями. В них сообщалось, что Сасанидами в сражениях, развернувшихся у городов Карры и Эдессы, была разбита 70-тысячная римская армия и взяты в плен император и его военачальники. Входившие в состав Римской империи Сирия, Киликия и Каппадокия захвачены персидскими войсками.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
2153
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
1081
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
1279
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
1242

Другие новости