0
3221
Газета Non-fiction Печатная версия

13.10.2021 20:30:00

Символ юности, остров свободы

Поэты и другие обитатели Царскосельского лицея

Тэги: краеведение, лицей, петербург, царское село, пушкин, дельвиг, кюхельбекер, салтыковщедрин, петровводкин, мандельштам, александр i, растрелли, кваренги, англия


39-15-1480.jpg
В Царскосельском лицее учились многие
знаменитые люди России. Пушкин
в лицейском мундире. Рисунок Сергея
Чирикова (?). 1817. Из книги Светланы
Руденской «Царскосельский –
Александровский лицей» (СПб., 1999)
210 лет назад, 19 октября 1811 года, состоялось торжественное открытие Александровского лицея в Царском Селе. Это учебное заведение прославлено в первую очередь тем, что в нем учился Пушкин. Но были, конечно, и другие знаменитые лицеисты. Князь Александр Горчаков занимал должность министра иностранных дел Российской империи в 1856–1882 годах. Федор Матюшкин стал видным полярным исследователем, адмиралом, Модест Корф – директором Императорской публичной библиотеки. Лицеисты разных выпусков ярко проявили себя в литературе – Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Михаил Салтыков-Щедрин, Лев Мей. Нельзя забыть и выдающихся педагогов, преподававших в лицее.

Много написано о правилах и обычаях этого необычного учебного заведения, о лицейском братстве. Подробно изучены биографии выпускников за все годы. Но история лицея имеет также и краеведческое измерение. Дух этого заведения неотделим от духа местности и зданий Царского Села. В начале царствования Александра I возникла необходимость в создании особенного учебного заведения для подготовки администраторов, правоведов, дипломатов. Проект такого заведения разработал политик Михаил Сперанский, и в 1810 году император подписал указ о создании лицея. В правах он уравнивался с университетами. В борьбе за устав лицея одержали победу прогрессивные силы – поэтому здесь, в частности, запрещались телесные наказания. Многие с тех пор пытались найти ответ на вопрос: как в России начала ХIХ века возник этот островок свободы? По мнению литературоведа Юрия Карякина, Царскосельский лицей – это символ одухотворенной юности, а также школа дружбы: недаром Пушкин имел друзей больше, чем любой другой из крупных русских писателей.

Царское Село само по себе имеет богатую историю. До начала ХVIII века на этих землях хозяйничали шведы. Расположенная здесь мыза называлась Сааримойс, в русской транскрипции – Сарская (позже появилась буква «Ц»). Во время Северной войны эту местность завоевали русские войска. В 1710 году по указанию Петра I была основана царская усадьба, первой ее владелицей стала супруга императора Екатерина Алексеевна. В ту же пору началась застройка мызы. Скандинавский дух отсюда быстро выветрился. При царице Елизавете возникали дворцы, храмы, жилые дома, парки, дороги. С 1717 года велось строительство Екатерининского дворца, превратившегося в середине столетия в подлинное архитектурное чудо. При Екатерине II возник новый царскосельский парк – с лабиринтом прудов, мостами, пристанями, павильонами, символическими знаками в честь военных побед России. Императрица командировала ландшафтного архитектора Василия Неелова в Англию для знакомства с искусством пейзажных парков и гидротехникой. Среди прочего он спроектировал и здание, где позже разместился лицей. В Царском Селе работали Растрелли, Чевакинский, Камерон, Кваренги. Здесь появились фабрики, почтовая станция с гостиницей, магазины, казармы, дома обывателей. При Александре I город приобрел регулярную планировку, в целом сохранившуюся до наших дней. Над первыми казенными зданиями работал архитектор Василий Гесте (Уильям Хейсти). Распланированное им Царское Село – «образец градостроительного искусства периода классицизма», отмечает историк Галина Семенова. Самим своим расположением лицей словно создан был для плодотворных учебных занятий и литературных трудов. Помимо изящных сооружений и природы на лицеистов воздействовала и атмосфера аристократического пригорода, видавшего монархов и дипломатов, офицеров и вельмож, поэтов и художников.

В пушкинские времена лицей помещался во флигеле Екатерининского дворца. В 1811 году архитектор Василий Стасов выполнил перепланировку и перестройку здания (изначально возведенного для проживания дочерей Павла I), приспособив его для учебных целей. В четырехэтажном флигеле у каждого лицеиста была своя комната – «келья», как выражался Пушкин. В комнате находились железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. Обстановка почти спартанская. Новая значительная перестройка проводилась в 1832 году в связи с увеличением количества лицеистов. Но через десять лет лицей перевели в Петербург. Здание же в Царском Селе передали дворцовому ведомству. В бывших комнатах лицеистов поселились чиновники. В ходе одной из переделок рабочие разобрали парадное крыльцо. К концу ХIХ века от первоначальной планировки не осталось и следа. Зато на здании были установлены две мемориальные доски – в честь Пушкина и в память находившегося здесь лицея.

После революции флигель еще долго оставался многоквартирным домом. Так, в 20-е годы одну из квартир занимал историк литературы, родоначальник отечественного научного краеведения Николай Анциферов. Он часто бродил по дому, пытаясь установить расположение комнатки Пушкина. Позднее в здании жили Кузьма Петров-Водкин и Осип Мандельштам. Последний подумывал написать пьесу о Царском Селе и мечтал о ее постановке в пышных залах Екатерининского дворца. Но не вышло. А вот Петрова-Водкина атмосфера этих мест вдохновила на создание нескольких портретов Пушкина. Имя великого поэта город получил в юбилейном 1937 году, побыв до этого некоторое время Детским Селом. Историк Светлана Руденская в своей книге рассказывает: «В годы Великой Отечественной войны город Пушкин был временно оккупирован гитлеровскими захватчиками. Они разрушили, разграбили его. Здание лицея уцелело, но его крыша оказалась пробита, двери и оконные рамы выломаны». По ее словам, сразу после освобождения города советскими войсками на четвертом этаже здания, где когда-то находилась комната Пушкина, стал создаваться музей. Сперва он был скромным, «народным». Но постепенно росло число экспонатов, и в канун 150-летия со дня рождения Пушкина государственный мемориальный музей лицея начал свою работу. Он тогда занимал лишь несколько комнат. В целом же здание по-прежнему оставалось жилым, и такое соседство для всех создавало массу неудобств. После кропотливой работы, в которой участвовали ведущие пушкинисты, началась научная реставрация всего флигеля. В частности, восстановили планировку комнат и интерьеры начала ХIХ века. Зданию возвратили тот облик, который оно имело во времена пушкинской юности. После расселения жильцов коммунальных квартир обновленный музей открылся в 1974 году. «Воссоздание лицейского быта, который этот замечательный мемориальный музей демонстрирует своим посетителям, отличается редкой достоверностью и полнотой. Все это удалось благодаря заинтересованным поискам, вдохновленным любовью к великому русскому поэту», – писал в те дни литературовед Михаил Алексеев. Ныне музей-лицей – важная достопримечательность окрестностей Петербурга и один из ключевых пунктов на пушкинском туристическом маршруте.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
2651
У нас

У нас

0
2046
Музей, который надо придумать

Музей, который надо придумать

Дарья Курдюкова

ГМИИ имени Пушкина обнародовал выставочные планы на 2025 год

0
4133
Между Священным союзом и обер-прокурорскими шпорами

Между Священным союзом и обер-прокурорскими шпорами

Анастасия Коскелло

Происходит ли церковная «реабилитация» императора Александра I

0
4252

Другие новости