185 лет назад Пушкин завершил повесть «Капитанская дочка» и вскоре опубликовал ее (без подписи) в четвертом номере журнала «Современник». Вещь это знаменитая, хрестоматийная. Сюжет ее каждому известен со школьной скамьи. Важно и то, что в этом произведении отразились результаты поездки Пушкина в Поволжье и на Урал.
Поэт тогда работал попеременно над документальной «Историей Пугачева» и романом о тех же событиях. Сведений, найденных в архивах, ему не хватало. Писатель-историк хотел лично посетить места, где разворачивались события в 70-е годы ХVIII века. Там он рассчитывал отыскать и недостающие звенья для сюжета будущей «Капитанской дочки». Закончив черновой вариант «Истории Пугачева», Пушкин запросил разрешения о поездке в Казанскую и Оренбургскую губернии. Разрешение вскоре было получено, и 17 августа 1833 года поэт отправился в путь.
За несколько недель поездки Пушкин проделал огромную работу. В нем проснулся азарт следопыта, краеведа. Это была настоящая исследовательская экспедиция. Поэт познавал прежде неизвестные ему уголки страны, видел быт и обычаи казаков, татар, чувашей. Нигде на маршруте он не терял время попусту. В Нижнем Новгороде Пушкин посетил дом, где останавливался некогда Петр I. В Васильсурске записал рассказы о пугачевской расправе над здешним воинским начальником. Осмотрел в предместьях Казани поле, где произошло сражение мятежников с правительственным войском. В Уральске Пушкину показали обветшалое здание бывшей войсковой канцелярии, где содержался Пугачев после ареста.
В Оренбурге Пушкин встретился со своим давним знакомым – врачом и писателем Владимиром Далем. Тот вызвался ознакомить путешественника со всеми «пугачевскими» достопримечательностями города. Они побывали в Бердской слободе, где поэт побеседовал с 75-летней женщиной, помнившей предводителя восстания; видели близ Оренбурга церковь, с колокольни которой Пугачев обстреливал город. Пушкин и Даль много общались в те дни, обсуждали литературные планы. Вообще на компаньонов и консультантов Пушкину в поездке везло. К примеру, много ценной информации о регионе он узнал от профессора Казанского университета, медика и историка Карла Фукса.
Не обошлось и без курьезов. Нижегородский губернатор, заметив чрезвычайную любознательность Пушкина, после его отъезда предположил, что сбор материалов о Пугачеве – лишь ширма; в действительности же Александр Сергеевич якобы направлен императором для тайной проверки. Узнав об этом, Пушкин очень смеялся, а сюжет о «ревизии» позже подарил Гоголю.
В ходе экспедиции перед поэтом открылись подлинные события пугачевщины. Ранее задуманные им планы и схемы теперь требовали пересмотра. И сама фигура Пугачева иной представала перед Пушкиным: он узнал о сохранившемся почтительном отношении простых казаков к самозванцу. Поэт принял решение осенью 1833 года завершить в Болдине «Историю Пугачева», а работу над романом пока отложить: это произведение требовалось заново осмыслить. «Капитанская дочка» явилась на свет только через три года, в последнюю осень Пушкина.
комментарии(0)