Хворостовский – певец, который, казалось, мог почивать на лаврах, завоевав мировую славу, и тем не менее упорно, каждодневно работал и шлифовал свое мастерство. Фото агентства «Москва» |
Так говорил в интервью певец Дмитрий Хворостовский. Выступавший в лучших мировых залах, связанный жесткими контрактами с европейскими и американскими оперными театрами, он никогда не забывал, кто он и откуда родом. Красноярский самородок, поражавший своим искусством миллионы людей на всем земном шаре, всегда оставался русским.
Помните, как потряс его тур по России с песнями военных лет, который он посвятил 60-летию Великой Победы в 2005 году. Какими новыми, фантастическими красками заиграли мелодии, знакомые до последних нот.
Ему, казалось, ничего не стоило дать концерт на площади в Самаре, через несколько дней выступить в Зале Роя Томпсона в Торонто и буквально на следующий день уже поражать своим неповторимым голосом слушателей в филармоническом зале Эвери-Фишер-Холл Линкольн-центра в Нью-Йорке. Гала-концерт на площади Синьорелли сменяло выступление в Любляне, а потом в Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге. И все это совмещалось с напряженным графиком исполнения главных партий в операх на различных мировых сценах.
И вроде бы ему подвластно было все. Человек фантастической красоты и невероятного таланта, певец, которого боготворили тысячи поклонников, ушел недопустимо рано, оставив брешь, которую вряд ли кто-нибудь сумеет заполнить.
И вот сегодня мы стали свидетелями завершения труда, посвященного Дмитрию Александровичу. Составили книгу две удивительные женщины, влюбленные в творчество артиста. Искусствовед Ирина Евгеньевна Иванченко, живущая в Нарве и известная своими исследованиями о роде Случевских и наследии Зинаиды Серебряковой, в самый разгар пандемии сумела связаться с десятками людей в разных странах, знавших Хворостовского и работавших с ним, и получить их воспоминания. А Татьяна Владимировна Макаренко, жительница Кандалакши, составила грандиозную хронику выступлений Хворостовского за 1983–2017 годы. В декабре 1983 года студент Красноярского института искусств Дмитрий Хворостовский был введен в массовку и получил крохотную роль в постановке «Бориса Годунова» на сцене Красноярского театра оперы и балета. А 23 июня 2017-го смертельно больной певец сумел с блеском исполнить арию Риголетто и «Очи черные» на гала-концерте «Праздник летнего солнцестояния» в Австрии. Принимавшая участие в этом действе Аида Гарифуллина вспоминала, что Хворостовский сказал ей негромко: «Это моя последняя. Да…»
Ирина Иванченко, Татьяна Макаренко. «Дар Орфея благозвучный…»: Сборник воспоминаний, статей и материалов о Дмитрии Хворостовском.– СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. – 694 с. |
Ну а дальше – свод воспоминаний о певце, которыми делятся артисты, аккомпаниаторы, продюсеры, педагоги – все, кому повезло встретить Хворостовского на дороге жизни. Первый концертмейстер Хворостовского Реха Дравина, кинопродюсер Станислав Ершов, музыкант Евгений Лаук, замечательная певица Галина Писаренко и гуру отечественного искусствознания Андрей Золотов, а также многие, многие другие, словно перебивая друг друга, торопятся рассказать о нем. О том, кто силой невероятного таланта придал их жизням еще большее значение.
И вырисовывается образ великого артиста, конечно, знавшего себе цену, но никогда не позволявшего себе и тени высокомерия по отношению к окружающим. Певца, который, казалось, мог почивать на лаврах, завоевав мировую славу, и тем не менее упорно, каждодневно работающего и шлифующего свое мастерство. И открытого, поразительно душевно щедрого человека, всегда приходившего на помощь тем, кто был ему дорог.
Все дальше и дальше день ухода Дмитрия Хворостовского, но как болит в нас его неповторимый голос.
комментарии(0)